Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Школа альпинизма. Начальная подготовка: Учеб. Ш67 издание/Сост. Захаров П. П., Степенно Т. В.— М.: Физкультура и спорт, 1989.— 463 с., ил. ISBN 5—278—00125—9 Опытные советские горовосходители подготовили учебное пособие для начального этапа обучения альпинистов в условиях работы альпинистских секций, альплагерей и самостоятельной подготовки. Для начинающих альпинистов, инструкторов и тренеров по альпинизму.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Захаров П. П., Горин Ю. В......,,.... ^
\. Краткий истерический очерк альпинизма. Горин Ю, В. ......
1 Возникновение альпинизма . . ............. ~
2 Альпинизм в дореволюционной России.......... ?!
3 Становление советского альпинизма.....'**'"' 9Я
4. Современный этап развития советского альпинизма.....
П. Организационные формы советского альпинизма. Горин Ю. В. ... 29
1. Особенности альпинизма как вида спорта.......• • ~
2. Структура руководящих органов............' _
3. Альпинистские секции и клубы.........• • • • „
4. Спортивные сборы, альпиниады и экспедиции........<•»
5. Соревнования по альпинизму.............. ~
6. Инструкторы-методисты по альпинизму.......... ^
7. Разрядные нормативы по альпинизму.......... да
III. Классификация маршрутов на горные вершины. Горин Ю. В. ... 40
1. Характер маршрута, категория сложности.......'1ч
2. Логика и красота маршрута..............^
IV. Горный рельеф — образование и развитие. Аркин Я. Г.....•
1. Происхождение и жизнь гор. Аркин Я- Г........' ?
2. Формы горного рельефа. Аркин Я- Г........... °'
3. Ледники. Аркин Я- Г................ 55
4. Снег и фирн. Аркин Я. Г., Кудинов И. Б......... 61
5. Лавины. Аркин Я. Г., Кудинов И. Б........... 66
6. Горные реки. Аркин Я. Г............... 77
7. Климат и погода горных районов. Аркин Я- Г....... '°
8. Особенности горного рельефа, моры предосторожности при их преодолении. Аркин Я. Г................ &*
9. Акклиматизация. Аркин Я. Г..............88
Ю. Опасности, приносимые в горы человеком. Аркин Я. Г. ... S3
V. Ориентирование в горах. Горин Ю. В.............97
1. Задачи ориентирования в горной местности...... . . —
^. Ориентирование в среднегорье.............98
3. Ориентирование в высокогорной зоне.......... ЮО
4. Обучение ориентированию в горах ....... .... Ю;>
VI. Обучение альпинизму. Организация. Общие педагогические принципы. Аркин Я. Г.......................107
1. Организационные вопросы...............—
2. Принципы формирования учебных подразделений......109
3. Учебные отделения и отряды. Связки и спортивные группы . .ПО
4. Командиры учебных отделений и отрядов........ . 112
5. Обучение и воспитание альпинистов.......... , 113
€. Дисциплина в альпинизме............... 116
7. Учебный процесс и его направленность..........117
8. Характеристика итогов обучения............133
VII. Особенности жизни в горах. Организация выездов. Биваки. Горин Ю. В.........................134
1. Быт и питацие на выездах. Горин Ю. В..........136
2. Базовые лагери и массовые биваки. Горин Ю. В.......138
3. Биваки в высокогорной зоне. Кудинов И. Б........141
4. Бивачное снаряжение. Кудинов И. Б...........146
5. Вспомогательное снаряжение. Кудинов И. Б........148
6. Экипировка альпиниста. Кудинов И. Б...........149
7. Охрана среды обитания. Захаров П. П..........155
VIII. Безопасность при занятиях альпинизмом. Захаров П. П.....157
1. Взаимная страховка — основная форма безопасности и взаимо-
действия альпинистов . . ,.............166
2. Обучение приемам динамической страховки на учебном страхо-
вочном стенде и оказание помощи партнеру по связке при его срыве.................... 188
IX. Тактика и организация восхождений. Захаров П. П.......200
1. Тактика в альпинизме......,...,.....—
2. Высокогорные походы и восхождения на этапах начальной и спортивной подготовки ,.............., 206
3. Составление тактического плана восхождения......, 212
4. Организация и проведение тактической подготовки ..... 214
5. Формы и методы обучения тактике...........215
6. Организация и проведение тактических игр........216
7. Решение ситуационных задач .............217
X. Морально-психологическая подготовка. Линчевский Э. Э......222
1. Задачи морально-психологической подготовки ....... —
2. Мотивация и поведение................223
3. Оценка ситуации...................225
4. Морально-психологический климат альпинистского подразделения.......................228
5. Средства морально-психологической подготовки.......233
6. Групповая дискуссия................• 234
7. Психологические задачи................235
8. Сюжетные игры...................237
9. Аутогенная тренировка................240
XI. Физическая подготовка. Захаров П. П............244
1. Общая и специальная подготовка............—
2. Методы и средства тренировки альпинистов........247
3. Контрольные нормативы................249
XII. Техника передвижения в горах. Кудинов И. Б......... 251
1. Передвижение по травянистым склонам, осыпям, моренам . . 252
Передвижение по травянистым склонам........ —
Передвижение по осыпям.............. 253
t
Передвижение по моренам...........' * о«
9 Передвижение по снежному рельефу...... . . . . . ?»
Основные правила передвижения по снегу и фирну . . . ЛУ
Самозадержание на снегу . .............?О«
Страховка на снегу................f'w
Передвижение в связках..............<-'°
о Передвижение по ледовому рельефу (совместно с Гудяли-
л р \ . ; i 2оО
сом А. о.).....................ОЯ7
Ледовое снаряжение................*°'
Подготовка снаряжения. Переноска и хранение.....^л>
Основные правила передвижения по льду.......295
Техника движения на кошках............^96
Вырубание ступеней................301
Самозадержание на льду.............. Страховка на льду ................oil*
Передвижение в связках..............316
4 Передвижение по скальному рельефу (совместно с Гудяли-
' сом А. В.)................. • • < 318
Снаряжение...................?}:*
Основные правила передвижения по скалам......337
Вязка узлов.................. . 3-18
Движение связок................. 356
Страховка на скальном рельефе . , .......... 358
Организация спусков.....,......, , . 367
Взаимодействие связок ............... 373
5. Переправы через горные реки............. 377
Основные правила переправы через горные реки . ," . . . 381
XIII. Первая доврачебная помощь при травмах и заболеваниях. Матвеев В. И.....................< -•• -• • 3S2
1. Обследование больного....., . ........—
Принципы оказания помощи............, 386
2. Простые случаи травм и заболеваний..........Зн7
Аллергические заболевания.............388
Укусы ядовитых животных............. 389
Заболевания кожи................ 390
Заболевания носа..............., . 394
Заболевания уха...... ..........395
Заболевания глаз................. 396
Заболевания зубов..........., . . . , ЗУ8
Ушибы...................; s 399
Миалгия....................—
Повреждение кожных покровов ...........—
3. Сложные случаи травм и заболеваний......., . —
Диагностика и помощь больному..........—
Кислородное голодание головного мозга........-100
Столбняк....................401
4. Острая недостаточность кровообращения........—
Стенокардия..................—
Сердечная астма................ . 402
Острый отек легких................—
Обморок . 403
Шок..........'.....-.-,-..-. 404
5. Острая дыхательная недостаточность..........40)
Воспаление легких ................ —
Горная болезнь ................. 406
Тепловой (солнечный) удар.............407
Переохлаждение.................—
Клиническая смерть................—
о- 1равмы.....................410
Черепно-мозговая.................—
Позвоночно-спинномозговая .............—
с
Перелом таза..................411
Повреждение грудной клетки и лаких........412
7. Переломы костей конечностей............. ИЗ
Вывихи.................... 414
8. Повреждение кровеносных сосудов (кровотечение).....—
9. Повреждение мягких тканей живота (острый живот) .... 417 . 10. Отморожения...................118
XIV. Оказание помощи и транспортировка пострадавшего. Захаров П. П., Мартынов А. И...................... . —
1. Переноска легкопострадавшего на небольшое расстояние одним человеком...................423
2. Переноска пострадавшего вдвоем по тропе, дороге .... 425
3. Вязка различных носилок..............—
4. Вязка волокуш.................: : 427
5. Переноска пострадавшего на носилках по различным склонам —
6. Транспортировка пострадавшего по снежным склонам на палатке, полиэтиленовой пленке и т. л...........428
7 Подъем пострадавшего из ледниковой трещины"......—
8. Транспортировка пострадавшего подручными средствами на сложном рельефе небольшой (5—6 человек) группой .... 433
9. Спуск пострадавшего на большую глубину с наращиванием веревок.....................439
10. Оказание помощи и транспортировка пострадавшего в условиях восхождения автономной связки...........440
XV. Основы радиосвязи в горах. Захаров П. П...........451
От редакции.................... s 461
Литература.....................462
ВВЕДЕНИЕ
Альпинизм — специфический род человеческой деятельности. Его содержание не исчерпывается только спортивными аспектами. Диапазон личных и социальных интересов человека в горах чрезвычайно широк и своеобразен. Это, безусловно, накладывает отпечаток на все стороны воспитания альпинистов.
В системе подготовки альпинистов, с ее специфической годовой цикличностью и практическим отсутствием профессиональных тренеров-преподавателей, решающую роль приобретают низовые ячейки: секции и альпинистские клубы, ориентирующиеся на конкретные местные условия и опирающиеся как на собственных инструкторов-общественников, имеющих специальную подготовку, так и на квалифицированных спортсменов — членов коллектива.
Успех и благополучие этих ячеек полностью зависят от их внутренней инициативы, способности определить последовательность реальных целей и задач, умения организовать круглогодичную подготовку, найти эффективные каналы сотрудничества с профсоюзными учебно-спортивными альпинистскими базами и через общественные органы — федерации альпинизма — с государственными спортивными комитетами.
Чтобы организовать планомерный управляемый учебный процесс овладения широким комплексом требуемых альпинисту знаний и навыков, для воспитания нравственных качеств и норм поведения необходимо точно определить, чему, кого и зачем собираются учить. Только после этого можно рассуждать, как учить.
Авторы пособия, адресованного в большей мере низовым кол-
лекпшам и инструкторам-общественникам, опираясь на опыт
учебно-спортивных баз, и в первую очередь «Безенги» и «Узунко-
ла\ учебных и спортивных мероприятий различных уровней и
направленности, постарались ответить на эти вопросы и наряду
•спортивными аспектами подчеркнуть воспитательные и при-
'лдные стороны альпинизма, раскрыть мотивы, привлекающие
к «ему люден.
риаг книге собран и последовательно изложен обширный мате-
л о современных технических приемах и средствах преодоле-
Благодарность

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz