Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Д. Харре Учение о тренировке (пер. с нем.). М., «Физкультура и спорт», 1971 г. 328 стр. с илл. Х.20 Настоящая книга излагает основные знания по теории и методике спортивной тренировки (социологические, педагогические, медико-биологические и др.). Авторы стремились всесторонне обобщить эти знания и представить их как целостное руководство для тренера. Особое внимание при этом уделено основополагающим этапам спортивной подготовки, т. е. детскому и юношескому спорту. Написанная группой видных специалистов из ГДР, книга отражает поучительный опыт развития спортивного движения в этой стране, добившейся за короткий срок выдающихся успехов в массовом и большом спорте. Этот опыт представляет несомненный интерес для широкого круга советских специалистов — тренеров, преподавателей, организаторов спорта.
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Книга, предлагаемая вниманию читателя, написана большим авторским коллективом, в который вошли представители различных отраслей спортивной науки из ГДР *. Общий замысел книги виден уже в ее заглавии — «Учение о тренировке». По существу, это попытка широко обобщить разнообразные знания, относящиеся к спортивной тренировке, синтезировать их и последовательно изложить как целостное научно обоснованное руководство к действию.
Чтобы яснее представить сильные и относительно слабые стороны книги, надо хотя бы бегло вспомнить историю становления теории спорта. Как известно, наука о спорте совсем еще молода. На первых этапах своего развития она должна была особенно широко черпать знания из смежных более «древних» наук (физиологии, педагогики, медицины и др.). При этом заимствование часто шло без достаточной переработки используемого материала и без органического подчинения его специфике предмета, что в решающей мере было обусловлено первоначальной слабостью собственных исследовательских основ теории спорта. В результате складывался все более обширный комплекс знаний, которые хотя и попадали формально под эгиду новой отрасли науки, но не снимали ее специфических проблем. Иначе говоря, усиленное заимствование «чужого» материала в данных условиях как бы удаляло теорию спорта от ее собственного предмета и она рисковала оказаться неким конгломератом знаний, лишь косвенно связанных с интересами спорта.
Естественно, что такая перспектива не могла удовлетворить ни саму теорию, ни тем более практику спорта. Бурно растущее спортивное движение все настойчивее требовало своего углубленного осмысления; ответить на эти запросы могла лишь теория, построенная как система специальных научных знаний о спорте.
Сейчас как раз и наблюдается период активного «самоопределения» теории спорта. Она быстро обогащается материалами специальных исследований и приобретает структуру, более строго отвечающую внутренней логике предмета. Одновременно продолжают развиваться и связи теории спорта с другими отраслями науки. Но теперь эти связи имеют более избирательный характер и предусматривают не просто заимствование, а творческую ассимиляцию общих и смежных знаний, имеющих теоретическую или.прикладную ценность для спортивной науки.
Центральное место в существующей системе научных знаний о спорте занимает теория и методика спортивной тренировки, или,
Содержание
Предисловие к русскому изданию.............. 3
Предисловие ...................... 10
/. Место, функции и развитие большого спорта в Германской Демократической Республике.............. 11
1.1. Место большого спорта в общей системе социалистической физической культуры................ —
1.2. Германский спортивно-гимнастический Союз как организационная форма большого спорта в ГДР.......... 12
1.3. Социальная функция большого спорта.......... —
1.4. О развитии и состоянии большого спорта в ГДР...... 15
2. Спортивная тренировка — цель, задачи, исходные положения 19
2.1. Цель, задачи и характерные черты спортивной тренировки . . —
2.1.1. Определение понятий................ —
2.1.2. Главные задачи спортивной тренировки......... 20
2.1.3. Главные характерные черты спортивной тренировки .... 23
2.2. Ступени (фазы) многолетнего тренировочного процесса ... 25
2.2.1. Тренировка в фазе становления спортсмена («базовая» тренировка) ...................... 28
2.2.2. Тренировка в фазе спортивного мастерства («мастерская» тренировка) ..................... 34
2.3. Предпосылки достижения высоких спортивных результатов . 35
2.4. Возможности диагностики спортивной пригодности .... 41
2.4.1. Предпосылки и условия выявления спортивной пригодности —
2.4.2. Что такое «спортивная пригодность»?.......... 43
2-4.3. Определение спортивной пригодности на начальном этапе 44 2.4-4. Определение спортивной пригодности в ходе дальнейшей тренировки ..................... 45
2.4.5. О практическом выявлении и оценке результатов обследования спортивной пригодности.............. 48
2.5. Специфические возрастные черты развития детей и подростков в анатомической, физиологической, психической и двигательной сферах :................... 49
2.5.1. Анатомические отличительные черты и особенности телосложения ...................... —•
2.5.2. Физиологические отличительные черты......... 58
2.5.3. Отличительные черты психики............ 63
2.5.4. Развитие моторики................. 67
3. Развитие тренированности.............. 73
3.1. Характеристика состояния тренированности....... —
3.2. Средства развития тренированности........... 74
3.2.1. Соревновательное упражнение............. 75
3.2.2. Специальные упражнения.............. 77
3.2.3. Общеразвивающие упражнения............ 78
3.3. Развитие тренированности с помощью тренировочных нагрузок ...................... 81
3.3.1. Тренировочная нагрузка............... —
3.3.2. Закономерные связи между нагрузкой и адаптацией .... 82
3.3.3. Регулирование внешней нагрузки посредством ее компонентов 86
3.3.4. Оценка нагрузки с внутренней стороны......... 92
3.4. Нарушение состояния тренированности чрезмерной нагрузкой 93 3.4.1. Причины «перегрузки» ............... 96
3.4.2. Признаки «перегрузки»............... og
3.4.3. Последствия «перегрузки» ...........'. ' ' да
4. Принципы Тренировки............... JQJ
4.1. Принцип возрастающей нагрузки.......'.'.'.' _
4.1.1. Возможности повышения тренировочной нагрузки . . . . Ю2
4.1.2. Ступенчатое повышение нагрузки........• • •
4.1.3. Мера прироста нагрузки............... 104
4.2. Принцип круглогодичности (непрерывности тренировки) . .' Ю5 4-3. Принцип периодизации и цикличности...... юу
4.3.1. Периодизация .............'.'.'.'.!' —-
4.3.2. Микроциклы и «средние» циклы..........] ц/
4.4. Принцип сознательности..........'.'.'.'.'. 118
4.5. Принцип систематичности ...........' J21
4.6. Принцип наглядности...............* 123
4.7. Принцип доступности............!'..'.' 125
4.8. Принцип прочности..............'.'.'. 129
5. Цели, задачи и формы социалистического воспитания . . . 131
5.1. О цели воспитания.............. [ _
5.2. Идеологическое образование и воспитание — центральное звено социалистического воспитания........... 133
5.2.1. Приобретение знаний и научных сведений........ 134
5.2.2. Развитие способностей и навыков.........'. _
5.2.3. Усвоение норм и привычек поведения......... 135
5.2.4. Приобретение опыта и проверка делом..........' _
5.3. Основные задачи социалистического воспитания в большом спорте ...................... 136
5.4. Коллектив — основополагающая форма организации и главное средство социалистического воспитания......... 137
5.4.1. О функции коллективного воспитания.........' —
5.4.2. Требования к воспитанию в коллективе......... —
5.5. Использование методов социалистического воспитания . . . 139
5.5.1. Методические принципы воспитания.......... 140
5.5.2. О методах убеждения.............. '. . 143
5.5.3. О методах приучения................ 145
5.5.4. Личный пример тренера в процессе воспитания...... 146
6. Спортивная подготовка в процессе тренировки...... 147
6.1. Основы и методы силовой тренировки........... —
6.1.1. Характеристика силы................ —
6.1.2. Методика силовой тренировки............. 153
» 6.1.3. Контроль за развитием силы............. 169
6.1.4. Силовая тренировка женщин и девушек......... 171
6.1.5. Силовая тренировка детей и подростков......... —
6.1.6. Указания к предупреждению повреждений и травм..... 172
6.1.7. Оборудование помещений для силовых упражнений .... 174
6.2. Основы и методы тренировки выносливости....... —
6.2.1. Характеристика выносливости ............ —
6.2.2. О некоторых биологических основах выносливости..... 179
6.2.3. О некоторых психолого-педагогических проблемах тренировки выносливости ................... 183
6.2.4. Методы и средства тренировки выносливости....... 184
6.2.5. Проблемы периодизации в видах спорта «на выносливость» 192
6.2.6. Тренировка выносливости в видах спорта ациклического характера ...................... 193
6.3. Основы и методы тренировки быстроты......... 195
6.3.1. Характеристика быстроты .............. —
6.3.2. Методы и нагрузка в процессе тренировки быстроты .... 196
6.3.3. Методы и нагрузка в процессе развития скоростной выносливости...................... *°°
6.3.4. Преодоление «скоростного барьера».......... 200
6.3.5- О периодизации тренировки в скоростных видах спорта . . —
6.3.6. Особенности тренировки быстроты в спортивных играх . . . 202
6.3.7. Предупреждение травматизма............. —
6.4. Основы и методы тренировки гибкости.......... 203
6.4.1. Характеристика гибкости...............
6.4.2. Значение гибкости ................. ~~
6.4.3. Анатомо-физиологические основы гибкости........ 204
6.4.4. Методика тренировки гибкости............ 205
6.4.5. Контроль за развитием гибкости............ 208
6.5. Основы и методы тренировки ловкости......... 210
6.5.1. Характеристика ловкости ............• • ~~
6.5.2. Значение ловкости ................. *"•
6.5.3. Предпосылки ловкости............... 212
6.5.4. Указания по методике воспитания ловкости........ 213
6.5.5. Контроль за развитием ловкости............ 215
6.6. Изучение и совершенствование спортивной техники .... 216
6.6.1. Определение понятий ................ —
6.6.2. Роль и значение спортивной техники в различных видах спорта —
6.6.3. Фазы образования двигательного навыка и этапы в обучении спортивной технике................. 217
6.6.4. Предпосылки изучения спортивной техники....... 220
6.6.5. Выбор методов при усвоении спортивной техники..... 222
6.6.6. Методические приемы технической подготовки...... 226
6.7. Основы спортивной тактики и тактической подготовки . . . 234
6.7.1. Формы спортивной борьбы.............. 235
6.7.2. Характеристика тактического образа действий (общей линии тактики) ..................... —
6.7.3. Тактическое действие ................ 237
6.7.4. Цель тактической подготовки............. 240
6.7.5. Задачи тактической подготовки............ —
6.7.6. Основные положения методики тактической подготовки . . . 244
6.7.7. О планировании тактической подготовки........ 246
6.7.8. Методы регистрации и оценки тактических действий .... 247
6.8. О воспитании умственных способностей......... 249
6.8.1. Факторы, определяющие уровень интеллектуальных требований 250
6.8.2. Обусловленность интеллектуальных способностей . . . __ . . 251
6.8.3. Существенные компоненты интеллектуальных способностей атлета ......................• —
6.8.4. Формы и методы воспитания интеллектуальных способностей 254
7. Планирование, оценка и организация процесса тренировки . . 256
7.1. Планирование ................... —
7.1.1. Значение и задачи планирования........... —
7.1.2. Основные типы и виды тренировочных планов....... —
7.1.3. Контроль за ходом тренировки и ее оценка........ 259
7.1.4. Графические изображения .............. 260
7.2. Проверка спортивных достижений и тестирование...... 264
7.2.1. Общая характеристика ............... —
7.2.2. Определение понятий................ 265
7.2.3. Комплекс тестов для оценки тренированности....... 267
7.2.4. О конкретном значении и задачах использования тестов ... —
7.2.5. Правила проверки спортивных достижений и тестирования . 270
7.2.6. Протоколирование, обработка и оценка результатов тестирования ...................... 272
7.3. Организация тренировочного занятия.......... 273
7.3-1. Тренировочное занятие как основная форма воспитания и образования в процессе тренировки ............ —
7.3.2. Структура тренировочного занятия........... 273
7.3.3. Формы организации тренировочного занятия....... 276
7.3.4. Подготовка и анализ тренировочного занятия....... 280
7.3.5. Попечение и надзор................. 289
8. Специальные проблемы подготовки к спортивным соревнованиям ....................... 294
8.1. Значение соревнований ............... —
8.2. Частота соревнований................ 295
8.3. Специальная подготовка к соревнованиям........ 299
8.3.1. Общие принципы.................. —
8.3.2. Подготовка к кульминационному соревнованию...... 303
8.4. Составление плана состязания............. 306
8.4.1. Задачи плана ................... —
8.4.2. Необходимая информация .............. —
8.4.3. Указания к разработке плана............. 307
9. Гигиена и питание спортсмена............ 308
9.1. Об образе жизни спортсмена.............. —
9.1.1. Суточные биологические колебания работоспособности ... —
9.1.2. Сон ....................... 309
9.1.3. Меры, способствующие ускорению восстановления после спортивных нагрузок.................. 310
9.2. Гигиена спортсмена ................ —
9.2.1. Личная гигиена. .................. —
9.2.2. Уход за кожей................... 311
9.2.3. Уход за полостью рта и зубами.....i....... —
9.2.4. Закаливание ................... —
9.2.5. Гигиена спортивной одежды.............. 312
9.2.6. Возбуждающие средства............... —
9.2.7. О гигиенических условиях накануне и во время соревнований 313
9.2.8. О медикаментозных средствах ............ —
9.3. Питание спортсмена................ —
9.3-1. Основные требования к питанию............ —
9.3.2. Питание спортсмена в день соревнований........ 317
Литература...................... 319
Авторы ........................ 322

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz