Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Ойзерман Т. И. t8 Проблемы историко-философской науки. — 2-е изд. — М.: Мысль, 1982. — 301 с. В пер.: 1 р. 60 к. На основе сравнительного анализа философских учений прошлого и настоящего автор исследует специфику философской формы познания, изменение места философии в системе научных знаний, развитие предмета философии, превращение философии в научное мировоззрение, взаимоотношения философии и частных наук, природу философского спора, идеологические функции философии. Книга рассчитана на преподавателей, научных работников, аспирантов, студентов, изучающих философию и методологические проблемы наук о природе и обществе.
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
Во введении к первому изданию этой работы (1969 г.) указывалось, что она является «частью более обширного исследования, которое автор надеется завершить в ближайшие годы». В настоящее время мы можем с известным удовлетворением констатировать, что это более обширное исследование в основном завершено. В 1971 г. вышла в свет наша вторая монография— «Главные философские направления», которая представляет собой по существу, второй том данного исследования. В ней содержится анализ проблем, которые лишь в самой общей форме рассматривались в первой монографии. Это главные аспекты вопроса об отношении сознания к внешнему миру, духовного к материальному, гносеологическая необходимость и исторический генезис основного философского вопроса. Это, далее, дифференциация, дивергенция, поляризация философских учений как специфические формы развития философии; борьба между материализмом и идеализмом — главными философскими направлениями.
В 1979 г. была опубликована третья книга — «Диалектический материализм и история философии», которая частью восполняет некоторые пробелы, имевшие место в предыдущих работах, частью конкретизирует намеченную в них постановку проблем. В первой части этой монографии речь идет о предмете истории философии как науки, об отношении философии к обыденному сознанию, о диалектико-материалистическом понимании философской системы. Специальный раздел посвящается критическому анализу весьма влиятельного в современном буржуазном мире идеалистического течения— «философии истории философии», о котором в предшествующих книгах говорилось лишь мимоходом. Во второй части книги рассматривается вопрос, имеющий, на наш взгляд, принципиальное значение для марксистско-ленинской историко-философской науки: диалектический материализм и диалектический идеализм. Этот вопрос, конечно, не был обойден молчанием в первых двух книгах. Тем не менее нам представляется настоятельно необходимым дать его систематическое, развернутое изложение, основываясь на известном тезисе В. И. Ленина о том, что диалектический идеализм ближе к диалектическому материализму, чем старый, метафизический материализм (см. 3, 29, 248) *.
Этот краткий обзор проведенных нами за последние пятнадцать лет исследований позволяет более точно определить место настоя-
* Здесь и далее в скобках сначала указывается номер источника в списке литературы, помещенном в конце книги, затем курсивом — номер тома, если издание многотомное, и далее — страницы источника. При цитировании античных авторов дается принятое в мировой литературе обозначение^/5^.,).
щей монографии, название которой имеет, пожалуй, слишком общий характер, так как она была задумана в качестве первой части обширного исследования. Сейчас мы можем определить предмет данной книги — философия и история философии. Отношение философии к ее историческому прошлому и его систематическому исследованию — весьма существенное, во многом характеризующее специфику философского развития отношение. В этой связи нам хотелось бы отметить, что особенное значение этого исторического (и теоретического) отношения весьма убедительно раскрыл П. Н. Федосеев в своем вступительном докладе на московском Международном гегелевском симпозиуме в октябре 1980 г. *
Поскольку философия и ее история образуют органическое (и глубоко противоречивое) единство, исследование этого, подчеркнем, развивающегося отношения может быть определено также как введение в теорию историко-философского процесса, которое, ра-, зумевтся, существенно отличается от введения в историю философии. Последнее, как правило, является введением в изучение истории философии, в то время как попытка теоретически подытожить, обобщить историко-философский процесс представляет собой скорее послесловие.
В марксистской литературе имеется немало работ, посвященных методологическим вопросам истории философии. Тем не менее понятие историко-философского процесса все еще не получило заслуженного признания. По-видимому, это объясняется тем, что анализ методологических проблем истории философии обычно сводят к анализу принципов историко-философского исследования. Историческое развитие философского знания остается при этом вне рассмотрения, т. е. считается главным образом предметом истории философии как науки. С нашей точки зрения, понятие историко-философского процесса имеет фундаментальное теоретическое значение, так как история философии есть развитие философии, которое носит закономерный характер.
Монография «Проблемы историко-философской науки» рецензировалась в журналах «Коммунист», «Вопросы философии», «Вестник Академии наук СССР», «Философские науки» и почти во всех философских журналах европейских социалистических стран, а также в ряде марксистских и немарксистских периодических изданий, выходящих в капиталистических странах. Отдельные положения монографии были предметом содержательного оо-суждения в некоторых опубликованных у нас и за рубежом книгах **. Все это, конечно, помогло нам уточнить, конкретизировать. ряд положений, содержащихся в работе, при подготовке настоящего издания.
Предлагаемая монография была переведена на английский,
арабский, венгерский, немецкий, португальский, словацкий и фран-
* См. П. Н Федосеев. Значение диалектики Гегеля.— «Вопросы филоон
фии», 1981, № 2. V
** Укажем, в частности, на докторскую диссертацию Ф. Пичля (см. 193),.

цузский языки. При подготовке этих изданий, которые частью были авторизованы, нередко приходилось обращаться к оригинальному изданию работ, цитировавшихся по русским изданиям. При этом иной раз обнаруживались досадные неточности в переводах отдельных цитируемых положений. Подготавливая второе издание книги мы, естественно, старались полностью исключить такие неточности, которые в отдельных случаях искажали содержание цитируемого высказывания. Поэтому некоторые выходившие в русском переводе работы иностранных авторов цитируются по оригинальным изданиям.
В заключение нам хотелось бы выразить глубокую признательность всем рецензентам этой книги, ее переводчикам и тем авторам, которые уделили ей внимание в своих специальных исследованиях. Мы вполне сознаем, что интерес, который вызвала данная книга, объясняется в первую очередь актуальностью обсуждаемых в ней вопросов. Количество исследований, посвященных этим вопросам, особенно возросло за последнее десятилетие. В нашей стране, в частности, были опубликованы монографии В. У. Бабушкина, Г. А. Брутяна, В. А. Малинина, А. В. Потемкина, в которых поставлен ряд новых вопросов. Таким образом, марксистско-ленинская теория историко-философского процесса все более и более привлекает внимание исследователей.
Хотелось бы также выразить признательность научным сотрудникам Института философии АН СССР И. А. Лаврентьевой, М. М. Ловчевой, А. А. Столярову, оказавшим существенную по-мошь в подготовке пукописи к печати.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ ....... 3
ВВЕДЕНИЕ ................ 6
Глава первая
ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ: О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПОНЯТИЯ «ФИЛОСОФИЯ» ................. 19
1. Секуляризация «божественной» мудрости...... —
2. Обожествление человеческой мудрости...... 30
3. Новое время — новый идеал философского знания ... 33
4. Проблема мудрости — действительная проблема .... 39
Глава вторая
О СМЫСЛЕ ВОПРОСА «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?» .... 47
1. Философия как проблема для себя самой...... —
2. Самоограничение, самопознание, самоопределение философии 54
3. Первая историческая форма теоретического мышления . 57
4. Отчужденная форма общественного сознания..... 61
5. Общественное сознание или наука?....... 66
6. К критике экзистенциалистской интерпретации вопроса «что такое философия?»............. 72
Глава третья
ФИЛОСОФИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ . . 77
1. Качественное многообразие форм знания...... —
2. Умозрение, логика, факты.......... 79
3. Интуиция, истина, творческое воображение..... 88
4. Интерпретация как способ философского исследования . . 95
5. Теоретический синтез многообразного содержания . • • Ю5
Глава четвертая
ДЕФИНИЦИЯ ФИЛОСОФИИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА . ИЗ
1. Трудности определения философии, порожденные своеобразием ее исторического развития..........
2. Многообразие дефиниций философии....... -о7
3. Философия как специфическое мировоззрение . . ¦ •
Глава пятая
О ПРИРОДЕ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ........ _
1. Вопросы, которые нельзя оставлять без ответа . .gg
2. Старые и новые, вечные и преходящие проблемы
Глава шестая .__
О ПРЕДМЕТЕ ФИЛОСОФИИ........... _
1. Предмет философии как проблема........ Igg
2. Основные философские темы . ...-•¦• ' мя 205
3. О предмете диалектического и исторического материализм*.
Глава седьмая 212 ФИЛОСОФИЯ КАК САМОСОЗНАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ
1. О роли личности в развитии философии . . , . . . 212
2. Эпохи в философии и социально-экономические эпохи . . 225
3. Идеологические функции философии....... 237
Глава восьмая
О ПРИРОДЕ ФИЛОСОФСКОГО СПОРА........ 251
1. Неизбежность научного спора......... —
2. Идеологические истоки философского спора..... 259
3. Теоретические корни философского спора..... 267
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............... 280
ЛИТЕРАТУРА................ 284
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.............. 29q.
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz