Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Марголис А. А. и др. i Практикум по школьному физическому эксперименту. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1977. 304 с. с ил. Перед загл. авт.: А. А. Марголис, Н. Е. Парфентьева, Л. А. Иванова. Пособие содержит основные положения методики проведения п техники постановки демонстрационных опытов по основным темам курса физики VIII—X классов средней школы.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ
Со времени выхода второго издания практикума в 1968 г. произошли большие изменения в преподавании курса физики в средней школе.
Знаменательным событием явилась разработка и утверждение Министерством просвещения СССР новой программы по физике. Разработку новой программы следует рассматривать как подлинную реформу в преподавании физики в советской школе. Основная задача новой программы состояла в дальнейшем повышении научного уровня основ физики. С этой целью была кардинально изменена структура самого школьного курса. Введен ряд новых тем, знакомящих учащихся с основами специальной теории относительности, термодинамики и квантовой механики. Эти изменения потребовали и совершенствования методов преподавания физики в средней школе. Одним из важнейших в преподавании физики в средней школе является экспериментальный метод. Отсюда вытекает необходимость совершенствования демонстрационного эксперимента, постановки лабораторных работ и работ школьного физического практикума.
За этот же отрезок времени было выпущено большое количество новых физических приборов, таких, например, как электрический датчик времени, электрифицированная машина Атву-да, кодоскоп, преобразователь высоковольтный «Разряд-1», весы чувствительные с принадлежностями и многое другое. Кроме того, улучшено качество многих ранее выпускавшихся приборов. В результате, несомненно, улучшилась экспериментальная оснащенность школьных физических кабинетов.
Эти обстоятельства потребовали серьезного изменения содержания практикума по школьному физическому эксперименту в педагогических вузах. Коренной переработке подверглась как теоретическая часть практикума, так и содержание всех видов работ в соответствии с новой школьной программой и новыми учебными пособиями по физике.
Практикум состоит из трех глав. Первая глава знакомит студентов с основными вопросами методики проведения и техники постановки демонстрационных экспериментов.
Во вторую главу включены работы по изучению основного оборудования физического кабинета.
Третью главу составляют задания по методике проведения и технике постановки демонстрационных опытов из наиболее сложных в экспериментальном отношении тем курса физики VIII—X классов.
Каждая из двух последних глав начинается с введения, в котором конкретно определены те знания, умения и навыки, которые должны получить студенты при выполнении лабораторных работ, включенных в главу. Во введении, кроме того, даны указания студентам по подготовке к выполнению лабораторных работ этого цикла и изложены требования, предъявляемые при сдаче работ. Приступая к выполнению работ каждого нового цикла, студент обязан прочитать введение к данной главе и на основе его заранее подготовиться к каждому занятию.
В предлагаемом руковбдстве приведено несколько большее число работ, чем предусмотрено учебным планом. Это сделано для того, чтобы предоставить возможность руководителям методического практикума выбрать из имеющихся работ наиболее приемлемые для данного педагогического института.
Авторский коллектив надеется, что выход в свет 3-го издания данного пособия будет содействовать дальнейшему улучшению экспериментальной подготовки студентов физических факультетов педагогических институтов.
В работе над пособием принимали участие сотрудники Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина.
Главы I, II и работы 17, 19, 20, 23—30, 34 главы III написаны А. А. Марголисом; работы № 21—22 и 31—33 главы III написаны Н. Е. Парфентьевой; работы № 8—11 и 13 главы III написаны Л. А. Ивановой; работа № 18 главы III написана И. И. Соколовым; работа № 12 главы III написана Д. М. Муром; работы № 15—16 написаны С. В. Анофриковой; работа № 14 главы III написана М. А. Бабковой.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к третьему изданию.......-....... 3
Глава I. Методика проведения и техника постановки демонстрационных опытов..................... 5
§ 1. Экспериментальный метод в преподавании физики "в средней школе —
§ 2. Значение и роль демонстрационных опытов . ,...... —
§ 3. Методика проведения демонстрационных опытов на уроках ... 6
§ 4. Техника демонстрирования...............' 9
§ 5. Техника безопасности при проведении демонстрационных опытов 13
Глава II. Лабораторные работы по изучению основного оборудования школьного физического кабинета.......... 17
Введение к выполнению работ данного цикла *......... —
Работы № 1. Электроизмерительные приборы.......... 19
№ 2; Выпрямители................. 30
№ 3. Трансформаторы................ 39
№ 4. Электрораспределительный щит.......... 48
№ 5. Электронный осциллограф и звуковой генератор .... 56
№ 6. Проекционная аппаратура............ 71
№ 7. Виды проецирования.............. 80
Г да в а III. Лабораторные работы по методике проведения и технике постановки демонстрационных опытов по темам курса
физики VIII—X классов................. 93
Введение к выполнению работ данного цикла.......... —
Работы № 8. Относительность механического движения..... 97
№ 9. Кинематика ................. 105
№ 10. Динамика ,........•......... 113
№ 11. Применение законов динамики.......... 123
№ 12. Статика................... 129
№ 13. Законы сохранения.............. 136
№ 14. Основы молекулярно-кинетической теории ..... s 141
ОАО
№ 15. Тепловые явления ,............. . 145
№ 16. Свойства газов и паров............. 153
№ 17. Электростатика ................. 162
№ 18. Закон Ома . ,............... 173
№ 19. Электрический ток в газах . ;......... 182
№, 20. Электрический ток в вакууме .......... 191
№ 21. Электрический ток в полупроводниках....... 199
№ 22. Магнитное поле тока.............. 207
№ 23. Электромагнитная индукция........... 216
№ 24. Самоиндукция................ 221
№ 25. Механические колебания , ,.......... 226
№ 26. Электромагнитные колебания (свободные и автоколебания) . ................... 236
№ 27. Вынужденные йлектремагнитные колебания (переменный
ток) . ..........,......... 240
№ 28. Механические волны. Звук ,..........250
№ 29. Электромагнитные волны............259
№ 30. Физические основы радиопередачи и радиоприема ... ^С8
№ 31. Волновые свойства света............277
№ 32. Излучение и спектры . , ,........... 285
№ 33. Квантовые свойства света............ 292
№ 34. Строение атома i............... 296

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz