Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Цветков Л. А. П Преподавание органической химии в средней школе: Пособие для учителя.-—4-е изл., перераб.— М.: Просвещение, 1988.—240 с.: ил. ISBN 5-09-000643-1 В книге излагаются основные меюдические принципы преподавания органической химии, связанные е формированием знаний учащихся, развитием их мышления, реализацией идей проблемного обучения. Большую роль отводит автор обобщению материала каждого раздела, систематизации знаний учеников развитию у них умений сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между веществами и их свойствами. Четвертое издание данной кнши переработю и соответствии с изменениями, внесенными в школьную программу по химии и в учебник для учащихся «Органическая химия»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Необходимость нового переработанного издания пособия обусловлена переходом школы на одиннадцатилетний срок обучения и введением новых учебных планов и программ. В условиях, ко-гда советский народ, руководствуясь историческими решениями XXVI! съезда КПСС, решает масштабные задачи ускорения социально-экономического развития страны на базе научно-технического прогресса, возрастают требования к школе в подготовке образованных, всесторонне развитых, идейно убежденных строителей коммунистического общества. Основные направления реформы школы четко ориентируют на повышение научного уровня преподавания и трудового воспитания учащихся, на повышение роли учебных предметов в формировании мировоззрения школьников, на усиление политехнической направленности содержания, на совершенствование методов и форм всей учебно-воспитательной работы. Вклад преподавания химии в решение школой этих задач должен возрасти.
Согласно программе, курс органической химии начинают изучать в X классе и заканчивают в XI классе; затем следует обобщающий, теоретически углубленный курс общей химии.
Одна из причин, побудивших перенести органическую химию на более ранние сроки изучения — из последнего в предпоследний класс,— необходимость преодолеть существовавшую несогласованность в преподавании этого курса и курса общей биологии. Новая программа позволяет строение и свойства биологически важных веществ изучить в курсе органической химии раньше, чем их функции в организме будут рассматриваться на уроках общей биологии. Это даст возможность учащимся лучше понять те процессы, которые совершаются в организмах на молекулярном уровне и составляют основу жизнедеятельности. В целях более глубокого усвоения идей, важных в мировоззренческом отношении, в программу но органической химии включено изучение нуклеиновых кислот, посредством которых в клетках осуществляется синтез белков и передаются наследственные признаки. Включение в программу материала о нуклеиновых кислотах потребовало в свою очередь расширения в курсе сведений о моносахаридах и введения темы об азотсодержащих гетероциклических соединениях.
По-иному в программе решен вопрос об изучении полимеров. Роль их в ускорении научно-технического прогресса, в развитии всех отраслей народного хозяйства значительно возрастает, с их применением учащиеся встретятся в последующем во всех видах труда, между тем знания о полимерах давались отрывочно, рас-
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие......, ~~.......... 3
Глава Т. Органическая химия как предмет преподавания в средней
школе.........., 6
1. Учебно-воспитательное значение органической химии ...... 6
2. Содержание и построение школьного курса органической химии . 9 Глава II. Некоторые методические проблемы преподавания органической химии .... ...... .24
1. Развитие мышления учащихся на занятиях по органической химии 24
2. Проблемное изучение органической химии...... .29
3. Изложение материала учителем и самостоятельная работа учащихся 32
4. Методические вопросы формирования некоторых понятий . . 36 Глава III. Теория химического строения органических соединений.
Электронная природа химических связей . , .44
1. Предпосылки создания теории строения .,..,, ,46
2. Теория химического строения органических соединений . 47
3. Изомерия................ 50
4. Электронное строение атомов элементов малых периодов. Химическая связь ..... ..... 52
Глава IV. Предельные углеводороды . ....... 55
1. Строение предельных углеводородов......... 57
2. Химические свойства предельных углеводородов.....,67
3. Применение и получение предельных углеводородов .... 72 Глава V. Непредельные углеводороды . ,,...,, 75
1. Строение углеводородов ряда этилена . , .,..,,„ 77
2. Химические свойства углеводородов ряда этилена. Правило Мяр-ковникова............ , . , , 84
3. Применение и получение этиленовых углеводородов ... , ,87
4. Диеновые углеводороды.............90
5. Каучук................. I 92
6. Ацетилен ,...,.,.,..,.,.., 97 Глава VI. Ароматические углеводороды . ....... 104
1. Бензол ....... ......., . , 105
2. Гомологи бензола............. , 112
3. Многообразие углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов s i 114 Глава VII. Спирты и фенолы . , . . ... 118
1. Строение предельных одноатомных спиртов , . . . . .119
2. Химические свойства и применение предельных одноатомных спиртов 123
3. Спирты как производные углеводородов. Промышленный синтез метанола . , ............. 127
4. Фенолы . ,.........,..,,, 130
Глава VIII. Альдегиды и карбоновые кислоты...... . 134
1. Альдегиды ..... ..,,.,., 136
2. Одноосновные карбоновые кислоты......... 143
3. Представители одноосновных карбоновых кислот . . , . .147
4. Связь между углеводородами, спиртами, альдегидами и кислотами . 152 Глава IX. Углеводы .............. 154
1. Глюкоза . . .,,,,,,...... . 156
2. Рибоза я дезоксирибоза » « . ,........ ,161
3. Сахароза . . . ............. ,162
4. Крахмал . .............. » 165
\ 5. Целлюлоза..........,..... ,168
Глава X. Азотсодержащие органические вещества . . . . , ,174
1. Амины..................176
2. Азотсодержащие гетероциклические соединения.......17У
3. Белки..................187
4."Нуклеиновые кислоты.............193
Глава XI. Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные
материалы на их основе..........199
1. Общая характеристика синтетических высокомолекулярных веществ . 201
2. Пластмассы................205
3. Синтетические волокна......,....., 209-
4. Синтетические каучуки.......,.,... 213
Обобщение знаний по курсу органической химии.......216
Литература для учителя.............231
Литература для учащихся.............233
Приложение..................236

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz