Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Панфилов А. В. [6 Магнитофон-приставка для озвучивания любительского филь- ма. -М.: Радио и связь, 1987. - 48 с. ил. - (Массовая радиобиблиотека; Вып. 1108). Описываются магнитофон-приставка и синхронизатор для озвучивания любительского кинофильма, снятого на 8-миллиметровой кинопленке с нормальной и "Супер" перфорацией. Для широкого круга радиолюбителей, интересующихся озвучиванием любительских кинофильмов и фильмокопий.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...........................................• 3
Магнитофон-приставка...................................... 6
Универсальный усилитель..................................7
Громкоговоритель для звукового сопровождения кинофильма.......... 15
Конструкция магнитофона-приставки.......................... 18
Озвучивание и демонстрирование кинофильма....................... 41
Список литературы...................................... 44
ВВЕДЕНИЕ
Одним из направлений технического творчества радиолюбителей является озвучивание любительских кинофильмов на 8-миллиметровой кинопленке.
Промышленностью выпускается киносъемочная, кинопроекционная аппаратура, приборы, приспособления и материалы, необходимые для съемки и монтажа любительских кинофильмов. В продаже имеется большой ассортимент черно-белых и цветных кикс-пленок. Действуют лаборатории по проявлению любительских фильмов. Кинокопировальные фабрики выпускают в продажу фильмокопии художественных, научно-популярных и мультипликационных фильмов на 8-миллиметровой кинопленке. Все это способствует развитию любительского или, как часто его называют, ' Малого", "домашнего кино".
Но любительское кино в основном пока остается немым.
В предлагаемой книге сделана попытка хотя бы частично решить эту проблему.
Радиолюбители, имеющие некоторый опыт в изготовлении катушечных магнитофонов или магнитофонных приставок, могут изготовить магнитофон-приставку, описание и чертежи которой приводятся ниже. Для них также может представиться возможность встроить синхронизатор в имеющийся у них катушечный любительский магнитофон.
Существуют два основных способа синхронизации изображения и звука в звуковом кинематографе. Суть первого из них - использование общего носителя изображения и звука, т. е. размещение на кинопленке изображения и фонограммы. Фонограмма представляет собой оптическую или магнитную дорожку на кинопленке. Этот способ принят в 35- и 16-миллиметровом кино. В 8-миллиметровом кино в нашей стране такой способ, разработанный радио- и кинолюбителями, осуществляется путем размещения на кинопленке магнитной дорожки шириной 0,8 мм способом полива или наклеивания. Но из-за сложности он не получил широкого распространения.
При втором способе используются раздельные носители изображения и звука: изображение на кинопленке, а фонограмма звукового сопровождения — на магнитной ленте. Этот способ и применяется в основном в 8-миллиметровом любительском кино.
В книге рассматривается только второй способ озвучивания кинофильма, снятого на 8-миллиметровой кинопленке.
Рассмотрим некоторые особенности, с которыми связано любительское озвучивание фильма при раздельных носителях изображения и звука, и способы синхронизации их.
Основная скорость кинопленки для киносъемочных камер стандартизирована и равна для аппаратуры, приспособленной для съемки на 8-миллиметровую кинопленку с нормальной перфорацией - 16 кадр/с (или 6,1 см/с), и с перфорацией "Супер" -18 кадр/с (или 7,6 см/с). Для бытовых катушечных магнитофонов стандартное значение скорости движения магнитной ленты 4,76; 9,53; 19,05 см/с.
Синхронное воспроизведение изображения и звука может быть осуществено с помощью синхронизатора, обеспечивающего совпадение изображения и звука во времени. Это специфическое и трудно выполнимое условие.
Для выполнения этого требования с конца 50-х годов специалистами промышленности, научных организаций, радиолюбителями предложены многочисленные решения в виде различных типов синхронизаторов, основанных на механических, электрических и электронных связях между кинопроектором и магнитофоном. Конструкции таких синхронизаторов, технологический процесс озвучивания и демонстрации кинофильма,
1
снятого на
1-миллиметровой кинопленке, были опубликованы в журналах "рап "Советское фото", "Наука и жизнь", "Техника кино и телевидения", "Моделист-кон руктор", в брошюрах и книгах "Массовой радиобиблиотеки".
Всего было опубликовано более 30 типов синхронизаторов, основными типами ко рых являются: механические, электромеханические, электрические, электронные щы" ровые и фазирующие.
В журнале "Техника кино и телевидения" [ 1 ] дано краткое описание принципа дейст вия каждого типа синхронизатора и оценка их параметров, характеризующих качеств звуковоспроизведения, точность и надежность синхронизации, удобство озвучивания индикацию сдвига синхронизации и др.
Указанная оценка параметров различных типов синхронизаторов, в том числе и четырех типов выпускавшихся и выпускаемых промышленностью (СП-451, СЭЛ-1, СЭМ-1 и Синхро-8), показала, что "... после двадцатилетних поисков лучшие конструкции синхронизаторов исчерпали свои возможности, предпочтительными из них являются электромеханические синхронизаторы с простой и надежной схемой, обладающие приемлемыми параметрами, удобством при озвучивании фильма".
В данном случае имеется в виду опубликованный в 1981, 1982 гг. новый способ электромеханической синхронизации изображения и звука [ 2-4].
В основу описываемого способа положено совмещение раздельных носителей изображения и звука путем намотки кинопленки и магнитной ленты на подающую бобину кинопроектора, для чего их концы предварительно совмещают или склеивают. В этом случае имеют место как бы "привязка" одного носителя к другому и подобие размещению компонентов изображения и звука на общем носителе.
Разумеется, что при сматывании кинопленки и магнитной ленты с подающей бобины и движении в трактах кинопроектора и магнитофона во время озвучивания и демонстрирования фильма их скорости должны быть равны. Это обеспечит полную синхронизацию изображения и звука.
В данном случае уравнение скоростей кинопленки и магнитной ленты осуществляется электромеханическим синхронизатором, фактически являющимся датчиком натяжения магнитной ленты на участке между кинопроектором и синхронизатором.
В связи с намоткой носителей изображения и звука на одну катушку при данном способе озвучивания фильма могут возникнуть такие вопросы, как, например, удлинение магнитной ленты (вытяжка ее в процессе эксплуатации), что приводит к нарушению синхронности изображения и звука, износ ферромагнитного слоя магнитной ленты и перенос пыли на кинопленку, а следовательно, ухудшение качества изображения, проскальзывание магнитной ленты в системе тонвал - прижимной ролик магнитофона, также ухудшающее синхронность движения кинопленки и магнитной ленты.
По этим вопросам надо учитывать следующее.
Выпускаемые в настоящее время магнитные ленты на лавсановой основе для бытовой аппаратуры магнитной записи, например, типов А4407-6Б и А4409-6Б имеют остаточное относительное удлинение после снятия нагрузки, соответствующей пределу текучести, равному 17 Н (примерно 1,7 кгс) - 0,15 %, т. е. 1,5 мм на метр длины ленты [5]-Сила натяжения магнитной ленты катушечного магнитофона обычно составляет 0,7 •• ¦ ... 1,5 Н (70 ... 150 Гс) - в нашем случае можно принять 0,7 Н, т. е. в 24 раза меньше нагрузки, соответствующей пределу текучести [6]. Поэтому растяжением магнитно ленты, работающей в данной конструкции магнитофона-приставки, можно принебре При десятикратной проверочной демонстрации озвученного этим способом десятим нутного кинофильма, снятого на 8-миллиметровой кинопленке, удлинения фонограмм не было.
Перенос продуктов износа феррамагнитного слоя и пыли с магнитной ленты на ки пленку в принципе может иметь место. Поэтому в конструкции магнитофона-приста предусмотрено устройство для очистки магнитной ленты в виде фетровых колец, ме которыми лента проходит при намотке на подающую бобину кинопроектора-
4
проскальзывание магнитной ленты между тонвалом и прижимным ро-™„и;рт поинимать во внимание, так как нарушение синхронизации в этом пиком не слсдуч f
,„„„яип автоматически восстанавливается, что особенно отличает новый тип глучае мгновенно Синхронизатора от других типов синхронизаторов.
ой особенностью данного способа озвучивания фильма является то, что останов-л. лдя нп любом его участке, обратная проекция фильма и последующий пуск на
КЗ фИЛЬМа па J
мую проекцию происходят без потери синхронности. Это очень важно при озвучива-Лильма так как отдельные фрагменты при желании можно озвучивать и переозву-
ать неограниченное число раз. Такие возможности обеспечивают надежность работы системы и удобство в обращении с аппаратурой.
Другой особенностью Жданного способа озвучивания фильма является то, что магнитофон-приставка монофонический - двухдорожечный, причем при озвучивании фильма используется только одна дорожка магнитной ленты. Эта особенность позволяет иметь на магнитной ленте фонограммы для двух фильмов, что может быть целесообразным по экономическим соображениям. Свободная вторая дорожка также открывает возможность радиокинолюбителю превратить монофоническую приставку в стереофоническую и иметь высококачественное стереофоническое звуковое сопровождение фильма.
Предлагаемый способ озвучивания и демонстрации фильма предусматривает применение магнитофона-приставки совместно с любым типом 8-миллиметрового (немого) кинопроектора как с ручной, так и с автоматической зарядкой киноленты.
По схемам и чертежам, приведенным в книге, был изготовлен экспонат 32-й Всесоюзной выставки творчества радиолюбителей конструкторов ДОСААФ, посвященной 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Экспонат удостоен Приза ЦК ВЛКСМ.

Цена: 100руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz