Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Применение светофильтров в натуральной сьемке-В.В.Дмохоаский Москва 1956 стр.86
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящей книге рассматриваются природные условия и их влияние на выбор технических средств съемки.
В процессе съемки приходится решать три основных технических вопроса: наводка на резкость, определение экспозиции и подбор светофильтров. Мы касаемся только последнего вопроса, причем основным критерием правильности выбора технических средств принимается соответствие впечатления от снимка впечатлению от натуры. Поэтому в первой главе рассматривается вопрос о. том, что следует понимать под'правдивостью и точностью фотографии. Исправлению светофильтрами передачи цвета посвящена вторая глава. В третьей мы разбираем влияние светофильтров на передачу светотени. Передаче воздушной перспективы посвящается четвертая глава. В остальных главах разбирается влияние светофильтров на передачу отдельных сюжетов: неба, воды, леса, зимних и горных пейзажей. Применению поляризационного светофильтра посвящена отдельная глава.
В книге говорится как о технической, так и главным образом о художественной фотографии, то есть о таких снимках, впечатление от которых возможно точнее соответствует непосредственному восприятию сюжета. Добиться реалистической передачи сюжета не так легко, так как фотография, так же как и другие виды изобразительного искусства, не терпит ремесленного отношения и требует мастерства, достигаемого только длительной и упорной работой.
Независимо от сюжета каждый снимок должен иметь конкретное содержание и, производя необходимое впечатление, быть убедительным.
Попадая в жаркий день в прохладную тень березовой рощи, фотолюбитель почувствует облегчение. Позднее снимок этой рощи напомнит автору о его переживаниях. Но этого мало. Не только автор, но и случайный зритель, глядя на снимок, должен почувствовать зной летнего дня и прохладу тени под березами. Для этого в снимке должны быть выявлены черты, характеризующие тенистую рощу в жаркий день. Это ослабленный листвой свет, в лучах которого особенно рельефно выделяются белые стволы, говорящие о прохладе,
глубокие тени, подчеркнутые пробивающимися бликами от солнца, сверкающая, пронизанная светом листва над головой.
Наши лучшие мастера умеют в трех-четырех снимках дать полное представление о пейзаже Крыма, или Сибири, или Поволжья. Они достигают этого, потому что из бесконечных вариантов пейзажей умеют выбрать такие, в которых передано все, что характерно для данной местности.
Если изображение очень сложно и изобилует мелкими деталями, зритель не может сосредоточиться, сразу охватить снимок. Он вынужден переходить от разглядывания одной части снимка к другой. Связать их между собой трудно, общее впечатление теряется, и художественная выразительность таких снимков невелика. Необходимо стремиться к возможно более простому построению кадра, устраняя все то лишнее, что не связано непосредственно с темой. Случайное нагромождение мелких пятен заставляет долго всматриваться в снимок, для того чтобы понять его содержание. Художественная ценность такого снимка очень низка.
Наконец, каждый снимок должен обладать цельностью. Необходимо, чтобы изображение во всех своих деталях помогало созданию определенного впечатления. При шквалистом ветре можно видеть, как из двух близко расположенных групп деревьев в одной деревья еще стоят спокойно, в то время как в другой они сгибаются под сильным порывом ветра. Изображение такого момента произведет неестественное впечатление, и снимок будет испорчен.
Характерность, простота и цельность изображения — обязательные требования, которым должен удовлетворять каждый снимок. Каждому читателю памятна беспомощность, испытываемая начинающим фотолюбителем перед сюжетом. Только взглянув на матовое стекло, может он кое-как прийти к заключению, стоит фотографировать или нет. Не менее памятно и разочарование, когда вместо блещущего красками изображения на матовом стекле фотолюбитель видит неинтересный, невыразительный отпечаток. Такие результаты не случайность. Дело в том, что объектив и негативный материал передают сюжет механически, то есть совершенно иначе, чем воспринимает его человеческое сознание. Мы видим объемный, окрашенный во все цвета сюжет, а в результате съемки получаем плоское, одноцветное и, следовательно, весьма условное изображение. Для того чтобы оно было реалистично, фотолюбитель должен прежде всего научиться, глядя на сюжет, предугадывать его фотографическое изображение. В этом смысле каждый снимок нужно рассматривать как учебный. Кроме того, нужна еще специальная съемка учебного характера. Можно, например, поставить перед собой задачу правильной передачи лесного пейзажа, для чего выбирают небольшой участок леса. Пройдя его в нескольких направлениях, стараются определить основные черты этого леса. Так, березовая роща весной светла и создает жизнерадостное и вместе с тем спокойное настроение. Хвойный лес с валежником мрачен и тревожен. Выбрав сюжет, производят съемку. Если снимок не производит нужного впечатления, съемка
4
повторяется до тех пор, пока цель не будет достигнута. Следует помнить, что упорство в достижении цели — одно из необходимейших качеств фотолюбителя.
Решение подобных задач развивает наблюдательность, учит ориентироваться в окружающей обстановке и подмечать характерные черты сюжета.
Фотолюбитель сам должен быть наиболее строгим ценителем своих работ. Каждый снимок следует тщательно анализировать. Снятые негативы желательно по возможности быстро печатать, пока снятый сюжет еще хорошо сохранился в памяти. Это позволит выявить соответствие деталей снимка деталям сюжета, однако общее суждение о снимке будет затруднено, так как рассматриваемый снимок ассоциируется с самим сюжетом, а на впечатление от отпечатка накладывается впечатление, полученное непосредственно от сюжета. В книге приводится ряд рекомендаций. Но природа настолько многообразна и изменчива, что невозможно уложить ее в рамки ряда советов, хотя бы и очень подробных. Наша задача — научить фотолюбителя ориентироваться в окружающей обстановке, подсказать, на что он должен обращать внимание, для того чтобы находить самостоятельные решения в каждом отдельном конкретном случае. Учитывая специфические условия работы фотолюбителя, лишенного возможности производить какие-либо измерения, мы сознательно упрощаем рассматриваемые вопросы; так, например, на карте вся территория СССР.разбита на семь широтных поясов, обозначенных названиями отдельных городов, расположенных в этих поясах. Предполагается, что условия съемки-постоянны на всей площади, охватываемой данным поясом. Точно так же все типы облаков разбиваются на две группы: плотные и полупрозрачные, так как при такой классификации распознавание облаков под силу любому фотолюбителю. Книга иллюстрирована фотографиями автора. Мы отказались от мысли использовать работы лучших мастеров советской фотографии, так как не можем оценить их с основной интересующей нас точки зрения — соответствия фотографического изображения впечатлению от объекта съемки. Приведенные фотографии разбираются возможно подробнее, так что пояснительные тексты могут быть поняты только после прочтения всей книги.
Книга написана на основании многолетнего опыта и предназначается в первую очередь для фотолюбителей. Автор надеется, что его труд окажется полезным и для специалистов-профессионалов.
При втором издании книги текст ее был пересмотрен, а отдельные положения уточнены в соответствии с отзывами читателей. Кроме того, были добавлены данные о передаче окраски цветов и дано более полное понятие о точности фотографического воспроизведения натуры.
Все замечания по книге просьба направлять по адресу: Москва, И-51, Цветной бульвар, 25, издательство «Искусство».
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. Предисловие ................ о
Глава 1. Правдивость и точность художественной фотографии ... 7
Глава 2. Негативные материалы, светофильтры и передача цвета . 19
Глава 3. Освещение и передача на снимке светотени....... 33
Глава 4. Передача на снимке воздушной перспективы...... 41
Глава 5. Передача на снимке неба и воды............ 52
Глава 6. Съемка в лесу.................... 5G
Глава 7. Съемка зимой.................. «з
Глава S. Съемка в горах.................. gg
Глава 9. Съемка утром, вечером и ночью............ 72
Г лав а 10. Съемка с поляризационными фильтрами....... 77
Заключение........... «т

Цена: 200руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz