Философия

Психология

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие пля школьных психологов. Под общей редакци! Ц.В. Дубровиной^ М. Издательский центр «Академия 1995. ISBN 5-7695-0007-7 % ] Сборник посвящен активным методам работы психолога с дети разных возрастов. В нем представлены общие, принципы и подходы к 1 боте психолога со школьниками, конкретные программы психоло* ческой работы с детьми разных возрастных групп (10-12 лет; 12-15; 1 17 лет). В сборник вошли оригинальные разработки сбора психоло! ческой информации: разные виды психологической беседы'й'социалы психологический опросник. Материалы сборника могут быть непосредственно использовш в практике работы психолога учреждений образования. Книга бур интересна также педагогам, интересующимся проблемами психолог и специалистам, занимающимся разработкой проблем детской практ ческой психологии. ....
ВВЕДЕНИЕ....................„.......................................................................................... 4
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
С ПОДРОСТКАМИ И СТАРШЕКЛАССНИКАМИ......................................... 6
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОПОЗНАНИЮ
И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ-.......................................... 12
Рекомендуемая литература.........................„,............................................ 41
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОТИВОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ 12-15 ЛЕТ.................................................... 42
Рекомендуемая литература........................................................................ 60
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И СПОСОБНОСТИ К ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 15-17 ЛЕТ......................... 61
Рекомендуемая литература......................................................................... 73
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД
ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕБЕНКЕ................................................... 74
Специфика беседы как метода психологического исследования................ 76
Профессионально важные качества психолога, определяющие эффективность беседы................................................„....................................„... 77
Виды беседы........................................................................................................ 79
Типы вопросов..................;.......................................'........................................... 84
Особенности проведения беседы с детьми и подростками.........................„ 88
Примеры использования беседы в практике шкального психолога........_ 92
Рекомендуемая литература.................>...................................................... 100
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСНИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ И СТАРШЕКЛАССНИКОВ К НЕКОТОРЫМ АКТУАЛЬНЫМ
ПРОБЛЕМАМ СОВРЕМЕННОСТИ.........................„......................................... 101
Рекомендуемая литература...................„...;...„............................._........... 120
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ....._____......___,__,.____......._.........................__.. 121
Материалы, составляющие содержание данного пособш представляются нам чрезвычайно актуальными и нужными ка для удовлетворения потребности практического психолога в м^ тодическом оснащении своей деятельности, так и для развити научных основ детской практической психологии, ибо они являкЗ собой новый тип научного исследования, начальным истоко] и конечной целью которого служит реальная практика работ^ с ребенком. !
Активные методы в работе школьного психолога, их научнй методическая разработка и профессиональное применение j пожалуй, наиболее сложный и наименее разработанный вопро! во всей детской практической психологии. Ведь, по существ] речь идет о проблеме психологического воздействия в спеВД фической форме. Любой метод психологического исследованй или психологического обследования - это метод большего ил| меньшего вмешательства во внутренний мир ребенка. Психоло! каким бы методом он ни пользовался, обязательно оставляет сле| в той группе или личности, с которыми он работал. Однако мь согласны с Л.А. Петровской, что одно дело, когда изменены выступает как невольное, непланируемое последствие, и психоло старается его учесть. Другое дело - методы, прямо ориентире i ванные на вмешательство в развитие группы или личности -целью оказать планируемое воздействие, вызвать определенны! изменения1. Именно такое планируемое воздействие и составля ет суть активных методов работы практического психолога реализующихся прежде всего в развивающих и коррекционны; программах для работы с детьми разного возраста. :
Активные методы предполагают не только серьезнейшук разработку психологического содержания работы с детьми разно
Г0 возраста, но и глубокое обоснование формы ее осуществления. Так, в работе с подростками наиболее эффективной является групповая форма проведения развивающих программ. Важность групповых форм работы не исключает возможности, а во многих случаях необходимости, проведения индивидуальной работы с отдельными учащимися и, конечно, не снимает принципа индивидуального подхода к каждому подростку в процессе групповой работы.
В пособии представлены три программы развития личности: «Программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10-12 лет», разработанная A.M. Прихожан, «Программа развития мотивов межличностных отношений у подростков 12-15 лет», разработанная Д.В. Лубовским, и «Программа развития временной перспективы и способности к целеполага-нию для учащихся 15-Л7 лет», разработанная Н.Н. Толстых. Эти программы предваряет материал «Взаимодействие школьного психолога с подростками и старшеклассниками», подготовленный И.В.Дубровиной.
Последние два раздела обращают внимание читателя на методы получения информации о подростках, которая необходима и до проведения активной работы с ними (именно знание проблем ребенка позволяет разработать содержательную сторону любой программы) и после такой работы (иначе трудно определить полезность, эффективность проведенных занятий). Это разделы -«Психологическая беседа как основной метод получения информации о ребенке» (автор - Е.Е. Данилова) и «Опыт разработки социально-психологического опросника для изучения отношений подростков и старшеклассников к некоторым актуальным проблемам современности» (автор —Д.В. Оборина).
Применение всех представленных в пособии методов активной психологической работы требует специальной профессиональной подготовки. Проблема профессиональной подготовки психологов для работы с детьми, педагогами, родителями стоит сегодня очень остро и во многом связана со слабой обеспеченностью детского практического психолога необходимыми средствами работы — диагностическими, коррекционными, развивающими методиками и программами. Авторский коллектив надеется, что данное пособие в определенной степени будет способствовать решению этой "роблемы.

Цена: 100руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz