Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Практическое руководство по музыкальной грамоте-Г.Фридкин Москва 1965 стр.290
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое «Практическое руководство по музыкальной грамоте» предназначается для учащихся детских музыкальных школ и вечерних школ общего музыкального образования'.
Все темы курса музыкальной грамоты в настоящем пособии излагаются по следующему принципу: вначале дается краткая теоретическая.формулировка, за ней следуют нотная таблица или схема, которые сопровождаются нотными примерами; завершается каждая тема примерными заданиями. Иногда схема или таблица не приводятся и задания расположены после теоретической формулировки.
Подобное построение отдельных тем музыкальной грамоты предлагается впервые. Отличительной особенностью данного пособия является отсутствие обширных пояснений и максимальная наглядность.
Порядок изложения тем полностью соответствует установившейся (в отношении этого предмета) практике работы . в музыкальных школах.
1 Как известно, музыкальная грамота и сольфеджио в детских музыкальных школах объединены в одну теоретическую дисциплину. Поэтому все нотные образцы, приведенные в «Практическом руководстве», взяты, главным образом, из вокальной литературы, подобраны в порядке возрастающей трудности и должны быть проработаны как примеры для сольфеджирования. Дополнительным материалом к настоящему пособию являются сборники сольфеджио и музыкаль-
«
ных диктантов, из которых преподаватель сможет взять необходимые примеры.
Для повторения пройденного курса в конце «Практического руководства» даны контрольные задания в двух вариантах. Первый вариант (по сокращенному курсу музыкальной грамоты) предназначается, в основном, для обучающихся на отделениях народных и духовых инструментов, а также в вечерних школах общего музыкального образования. Второй вариант контрольных заданий рассчитан на тех учащихся, которые проходят курс музыкальной грамоты в полном объеме.
В качестве дополнения к настоящему изданию приложен словарь с краткими пояснениями музыкальных терминов, встречающихся в тексте данного пособия.
«Практическое руководство» наряду с аналогичными пособиями по музыкальной грамоте имеет целью готовить учащихся к прохождению кур.са элементарной теории музыки по общепринятым в настоящее время учебникам.
Г. ФридкиН
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие........... 3
1. Названия звуков.......... 5
2. Названия октав.......... 6
3. Размещение нот на нотоносце...... 8
•4. Скрипичный ключ . . ...... 9
5. Нотное обозначение длительности звуков . .' . Н
6. Размер 2/4........... 13 j
7. Восьмые в двухдольном такте...... 15
8. Запись песни со словами и без слов .... 17
9. Мажор и минор. Тоника....... 19
10. Гамма до мажор......... 21
11. Тоническое трезвучие........ 23
12. Вводные звуки.......... 25
13. Полутон и тон........... 26
14. Диез, бемоль, бекар......... 27
15. Ключевые и неключевые знаки альтерации ... 29
16. Тональность соль мажор....... 32
17. Тональность фа мажор........ 34
-- 18. Транспозиция».......... 36
19. Пауза............. 37
20. Музыкальная фраза........ 39
21. Реприза.........•. . . 41
22. Басовый ключ.......... 43
23. Тональность ля минор........ 45
24. Тональность ми минор........ 46
25. Тональность ре минор........ 49
26. Размер 3/4........... 50
27. Размер 3/8........... 53
28. Затакт............ 54
29. Тональность ре мажор....... 57
30. Лига.......•...... 59
31. Четверть с точкой в двухдольном размере ... 61
32. Фермата............ 63
• 33. Интервалы........... 64
34. Главные ступени лада и их названия .... 67
«—35. Устойчивые и неустойчивые звуки лада ... 69
36. Размер 4/4........... ,71
•«?. 37. Три вида минорного лада....... 75
38. Тональность c:i ' минор . •....... 79
39. Большая и малая секунды....... 81
40. Секунды в мажорном ладу....... 82
41. Большая и малая терции....... 83
-42. Терции в мажорном ладу....... 84
f—43. Мажорное и минорное трезвучия..... 86
44. Чистые квинты в мажорном ладу ...... 87
45. Чистые кварты в мажорном ладу..... 88
46. Тональность си-бемоль мажор •, • 90
47. Тональность соль минор........ 92
—-48. Тритоны в мажорном ладу....... -95
49. Секунды в гармоническом миноре..... 96
50. Терции в гармоническом миноре..... 97
•—-,51. Главные трезвучия мажора и гармонического минора ............. 98
~ " ' 52. Названия нижнего, среднего и верхнего звуков трезвучия ............ 100
53. Шестнадцатые.......... 101
54. Пунктирный ритм с шестнадцатыми .... 104
55. Тональность ля мажор........ 108
56. Тональность фа-диез минор......• ПО
57. Тональность ми-бемоль мажор...... 112
58. Тональность до минор........ 114
59. Большие и малые сексты....... 116
60. Сексты в мажорном ладу....... 118
•—•• 61. Обращения трезвучий........ 119
62. Большие и малые сапткмы...... 122
63. Септимы в мажорном ладу....... 123
_*-- 64. Обращения интервалов........ 125
х| 65. Доминантсептаккорд......... 126
66. Тональность ми мажор........ 129
67. Тональность до-диез минор....... 131
68. Тональность ля-бемоль мажор...... 133
69. Тональность фа минор........ 135
70. Размер 6/8........... 137
71. Триоли............ 139
72. Тональность си мажор ........ 141
73. Дубль-диез . . '......... 142
74. Тональность соль-диез минор...... 143
75. Тональность ре-бемоль мажор...... 146
76. Тональность си-бемоль минор...... 147
77. Дубль-бемоль.......... 149
78. Гармонический мажор........150
79. Таблица интервалов в пределах октавы . . . 151
80. Переменный лад..........154
, 81. Устойчивые и неустойчивые интервалы в ладу . .. 156 I 82. Ладовое разрешение интервалов.....158
\^83. Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучий и их обращений........159
NJ 84. Вводные септаккорды........160
85. Таблицы мажорных и минорных тональностей . . 162
86. Тетрахорды...........165
, 87. Энгармонически равные тональности .... 167
"N( 88. Буквенное обозначение звуков и тональностей , 169 89. Квинтовый круг мажорных тональностей ... 171 >| 90. Общий квинтовый круг мажорных и параллельных
минорных тональностей........172
*91. Одноименные тональности.......175
^92. Обращения доминантсептаккорда.....177
93. Построение обращений доминантсептаккорда от данного звука ............ 179
94. Синкопа . .....«.....180'
95. Кварты в гармоническом минор.е.....182
96. Квинты в гармоническом миноре.....184
97. Соединения главных трезвучий......185
\ 98. Последовательность аккордов из главных трезвучий 187
99. Сопровождение мелодии^ главными трезвучиями . 189
100. Характерные интервалы гармонического минора . 196
101. Энгармонически равные интервалы . ...... 198"
102. Консонирующис и диссонирующие интервалы . 200
103. Составные интервалы.........202
104. Характерные интервалы и тритоны в гармоническом мажоре............203
105. Секвенции............204
106. Уменьшенное и увеличенное трезвучия .... 207
107. Построение аккордов от данного звука . . . 209
108. Хроматическая гамма.........'210
109. Родственные тональности.......214 ,
110. Модуляции в родственные тональности . . . 215
111. Каденции . ...........217
112. Период............220
113. Лады народной музыки , . '......223
114. Мелизмы.............227
115. Обозначения динамических оттенков .... 231
116. Итальянские обозначения темпов и характера исполнения ............232
Задания для повторения (для учащихся ДМШ с пятилетним сроком обучения) ....... 235
Задания для повторения (основной курс) . . . . 252 Краткий словарь музыкальных терминов .... 272

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz