Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Очерки по истории неорганической и физической химиив росии-А.ф.Капустинский Москва 1949 стр.163
ПРЕДИСЛОВИЕ
Русская химия насчитывает немало славных имен, известных не только у нас, но и далеко за пределами нашей родины. Гениальные ученые Ломоносов, Менделеев, Бутлеров создали основы современной химии — закон сохранения массы, периодический закон, структурную теорию. Одно из величайших открытий в области химии — получение Зиминым анилина из нитробензола и решение одной из труднейших аналитических задач, оказавшееся не под силу даже знаменитому Берцелиусу, открытие Клаусом нового элемента — рутения также были произведены в нашей стране. Сюда можно было бы добавить всемирно известные законы Гесса, Коновалова, Сеченова и замечательные экспериментальные исследования Н. Меншуткина, Якоби, Лугинина и многих других.
Все это оказалось возможным благодаря давней культуре научного исследования, благодаря большому пути, пройденному русской химией, благодаря оригинальности и самобытности ее корифеев.
В предлагаемых вниманию читателя кратких «Очерках», посвященных истории химии от Ломоносова до Великой Октябрьской социалистической революции, мы рассматриваем развитие химических знаний в нашем отечестве, однако далеко не во всем объеме.
Во-первых, область нашего изложения ограничена только неорганической и физической химией; нам известно, что очерк по истории органической химии написан академиком А. Е. Арбузовым, а труд по истории технической химии — профессором П. М. Лукьяновым. Ставя своей целью дать представление об огромном вкладе в сокровищницу передовой мировой науки, сделанном русскими химиками, мы имели в виду проследить и те нити, которыми развитие отечественной науки было соединено с общим поступательным ходом развития человеческой культуры.
Во-вторых, мы доводим свое изложение только до 1917 г. Систематический обзор колоссальных успехов, достигнутых советской химией за время, прошедшее с начала Великой Ок-
3
тябрьской социалистической революции, должен составить предмет особой монографии. В настоящих очерках мы ограничились только краткими указаниями на то, как развитие русской химии с давних пор подготовляло почву для бурного расцвета химической науки ленинско-сталинекой эпохи.
При этом невозможно было описать все работы, выполненные в России. Автору пришлось считаться с необходимостью сосредоточить внимание на основных (направлениях науки, получивших, по его мнению, наибольшее развитие и наиболее существенных для истории русской химии. Отметим в связи с этим, что в 'Книге даны и новые материалы, ранее не входившие ни в руководства, ни в монографии. Как бы ни хотел автор быть объективным, известный субъективизм всегда имеет место в историческом обзоре.
История химических воззрений и идей в химии, как науке экспериментальной, не отделима от истории лабораторного исследования, от истории научных школ, группировавшихся вокруг тех или иных лабораторий, руководимых выдающимися химиками. Поэтому мы уделили много внимания истории химических лабораторий. Одним из оправданий этому служит также то, что 1948 год является знаменательной датой в истории химии: это год двухсотлетия первой русской научной химической лаборатории.
История возникновения и развития научных школ входит в задачи очерков наряду с необходимыми сведениями биографического характера.
Пути создания научных истин или синтеза новых веществ, как и пути роста научных школ, далеко не всегда прямые. Объективность отображения действительности заставляет отойти от логической последовательности изложения, которая гораздо легче осуществима в учебниках и монографиях, дающих лишь выводы, законченную форму исследования.
Если первый раздел наших очерков содержит описание возникновения и роста школ, то во втором мы даем обзор успехов в важнейших направлениях неорганической и физической химии, чтобы создать более цельное представление о результатах, сведенных в единую научную систему. Наличие как бы двух «разрезов» — так сказать, «по вертикали и по горизонтали» — необходимо для того, чтобы создать полное представление об истории науки. Возможно, что здесь не исключена известная повторяемость, однако в значительной мере в обоих разделах вопросы рассматриваются с разных точек зрения: хронологически описательной — в первом и обзорной, результативной и систематизирующей — во втором.
Для облегчения пользования «Очерками» к книге приложены именной и предметный указатели.
Предлагаемый опыт изложения истории данного раздела химических наук, по мнению автора, является своевременным. В наши дни, когда утверждение приоритета русской науки, воспитание патриотических чувств и борьба против преклонения перед буржуазными влияниями Запада являются важнейшими задачами, настоящие очерки найдут свое место среди книг, вооружающих наших преподавателей, исследователей и студентов необходимыми сведениями. Автор считал бы свою задачу выполненной, если бы его «Очерки» стимулировали дальнейший рост интереса широких кругов химиков к славной истории русской науки, передовой науки, которая внесла свой вклад в дело осуществления мечты лучших умов человечества — в дело создания нового, коммунистического общества.
А. Ф. Капустинский
Москва, июль 1948 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Предисловие..................... .... 3
ВВЕ'Д Е НИ Е
Предистория развития химической науки в России........ 6
I. ХИМИЯ В АКАДЕМИИ НАУК В XVIII ВЕКЕ
1. Начальный период...................... И
2. Михаил Васильевич Ломоносов................ 14
3. Создание М. В. Ломоносовым физической химии и открытие им закона сохранения массы..............• • • 21
4. Химия в Академии Наук после Ломоносова.......... 25
И. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯХИМИЯ В ВЫ СШЕЙ ШКОЛЕ В XVII!, XIX И XX В Е К А X
1. Петербургский университет ................. 29
2. Дмитрий Иванович Менделеев................ 42
3. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона химических
элементов и развитие этого закона.............. 51
4. Создание Д. И. Менделеевым гидратной теории растворов и
ее развитие.......•................. 71
5. Высшие технические школы Петербурга........... 75
6. Московский университет................... 87
7. Высшие технические школы Москвы.............. 101
8. Киевский университет.................... 102
9. Химия в высших школах Украины и Сибири......... J09
10. Прибалтийские химические школы.............. 116
11. Казанская химическая школа................. 118
III. ВАЖНЕЙШИЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В НЕОРГАНИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Учение об энергии и его применение в химии 123
1. Теплота.......................• ... 127
2. Электричество........................ 121
3. Свет............•............... 131
Теория растворов ипонятие о химическом индивиде 132
1. Общая характеристика учения о растворах.......... 132
2. Растворимость газов............. ....... 133
3. Растворы жидкостей в жидкостях..........• . . . . 134
4. Растворы твердых тел в жидкостях.............. ]35
5. Рассеивание и осмос..................... 136
6. Учение о дисперсных системах................ 137
7. Теория растворов и физико-химический анализ........ 139
Кристаллохимия, геохимия, радиохимия...... 142
Химические элементы и синтетическая химия. .148
1. Периодический закон химических элементов и его значение в химии........................... 148
2. Открытие новых элементов и синтез новых неорганических соединений......................... 153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Именной указатель..................... 159
Предметный указатель.................... 163

Цена: 300руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz