Математика | ||||
Математическая смекалка-Б. А. Кордемского Москвва 1955 стр.377АННОТАЦИЯ Книга Б. А. Кордемского «Математическая смекалка» содержит 369 занимательных задач, игр и фокусов и рассчитана на самые широкие круги читателей. В ней найдется много интересного для любителей математики всех возрастов. Книга удостоена второй премии на конкурсе Министерства просвещения РСФСР (1954 г.) Для второго издания книга частично перерабо-. тана с целью улучшения расположения и изложения материала. Исключено несколько неудачных задач и взамен их помещены новые. Исправлены замеченные в первом издании неточности. Рисунки и художественное оформление книги для второго издания сделаны заново. | ||||
ПРЕДИСЛОВИЕ В труде, в учении, в игре, во всякой творческой деятельности нужны человеку сообразительность, находчивость, догадка, уменье рассуждать — все то, что наш народ метко определяет одним словом «смекалка». Смекалку можно воспитать и развить систематическими и постепенными упражнениями, в частности решением математических задач как школьного курса, так и задач, возникающих из практики, связанных с наблюдениями окружающего нас мира вещей и событий. «Математика, — сказал М. И. Калинин, обращаясь к ученикам средней школы, — дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению. Недаром говорят, что математика— это гимнастика ума». Каждая семья, в которой родители озабочены организацией умственного развития детей и подростков, ощущает потребность в подобранном материале для заполнения досуга полезными, разумными и нескучными математическими упражнениями. Вот для такого рода внепрограммных занятий, бесед и развлечений" в свободный вечер, в семейном кругу и с друзьями, или в школе на внеклассных встречах и предназначена «Математическая смекалка» — сборник математических миниатюр: разнообразных задач, математических игр, шуток и фокусов, требующих работы ума, развивающих смышленость и необходимую логичность в рассуждениях. В дореволюционное время были широко известны сборники Е. И. Игнатьева «В царстве смекалки». Теперь они устарели для нашего читателя и поэтому не переиздаются. Все же и в этих сборниках есть задачи, еще 1 * О "не потерявшие педагогической и образовательной ценности. Одни из них вошли в «Математическую смекалку» без изменения, другие с измененным или совсем новым содержанием. Для «Математической смекалки» я также отбирал и в случае надобности обрабатывал задачи из числа тех, которые рассыпаны по страницам обширной отечественной и зарубежной популярной литературы, стремясь, однако, не повторять задач, включенных в распространенные книги Я. И. Перельмана по занимательной математике *). Такого рода математические задачи «малой формы» возникают иногда как побочный продукт серьезных изысканий ученого; много задач придумывается любителями, а также педагогами в качестве специальных упражнений для «умственной гимнастики». Они, подобно загадкам и пословицам, обычно не сохраняют авторства и стано-вятся достоянием общества. «Математическая смекалка» предназначена для читателей с самой разнообразной степенью математической подготовки: для подростка 10 —11 лет, делающего первые попытки самостоятельных размышлений; для школьника старших классов, увлеченного математикой, и для взрослого, желающего испытать и поупражнять свою догадку. Систематизация задач по главам, конечно, весьма условна; в каждой главе есть и легкие и трудные задачи. В книге пятнадцать глав. Первая глава состоит из разнотипных начальных упражнений «затейного» характера, опирающихся на догадку или непосредственные физические действия (эксперимент), иногда на несложные расчеты в пределах арифметики целых чисел (первый раздел главы) и дробных чисел (второй раздел). Несколько нарушая классификационную стройность книги, я выделил в первую главу часть несложных задач, тематически принадлежащих последующим главам. Это сделано в интересах тех читателей, ко- *) Значительная часть задач или тем для задач почерпнута мною из следующих книг и журналов: Е. И. Игнатьев, В царстве смекалки, кн. I, кн. II, 1923; М. К г a i t с h i k, Mathematical recreations, 1943; S. Jones, Mathematical nuts, 1932; «Математика в школе»; «Затейник»; «Scripta mathematica»; «The American Mathematical Monthly» и др. 4 тооым еще трудно самостоятельно отличить посильную задачу от непосильной. Решая подряд разнотипные задачи первой главы, они смогут попробовать свои силы, а затем возникший интерес к определенной теме перенести на соответствующие задачи последующих глав. Для решения задач второй главы собственная математическая смекалка и настойчивость должны преодолеть всевозможные препятствия и подсказать выход из затруднительных положений. Третья глава — «Геометрия на спичках» — содержит ряд геометрических задач — головоломок. Глава «Семь раз примерь, один раз отрежь» состоит из задач на разрезание фигур. Содержание задач главы «Уменье везде найдет примененье» связано с практической деятельностью, с техникой. В главе, названной «Математика почти без вычислений», содержатся задачи, для решения которых требуется построить цепочку искусных и тонких рассуждений. Игры и фокусы собраны в отдельную главу, а также размещены по всей книге. Они содержат в себе математическую основу и несомненно входят в «область смекалки». Три главы: «Кросс-суммы и волшебные квадраты», «Курьезное и серьезное в числах» и «Числа древние, но вечно юные», посвящены некоторым любопытным наблюдениям над числовыми соотношениями, накопившимся в математике от глубокой древности до нашего времени. Последняя глава — два небольших очерка о трудовой смекалке людей нашей Родины, тружеников полей и заводов. В разных местах книги предлагаются читателю небольшие темы для самостоятельных изысканий. В конце книги помещены решения задач, но не следует торопиться в них заглядывать. Всякая задача на «сообразительность» таит в себе некоторую «изюминку» и представляет собой в большинстве случаев крепкий орешек, раскусите который не так-то легко, но тем более заманчиво. Если решение задачи вам не удается сразу, можно временно пропустить ее и перейти к следующей или к задачам другого раздела, другой главы. Позже вер- ' нетесь к пропущенной задаче. j «Математическая смекалка» — книга не для .' легкого чтения «в один присест», а для работы, на про- \ тяжении, может быть, ряда лет, книга для регулярной ] умственной гимнастики небольшими порциями, спутник | читателя в его постепенном математическом развитии. 1 Весь материал книги подчинен воспитательной и образовательной цели: побудить читателя к самостоятельному творческому мышлению, к,дальнейшему совершен- : ствованию своих математических знаний. ; Второе издание «Математической смекалки» не является • стереотипным повторением первого. Внесены потребовав- ; шиеся изменения в текст и в решения некоторых задач; i отдельные задачи заменены новыми — более содержательными; заново выполнено оформление книги. Большие усилия, направленные к улучшению книги, приложила редактор издательства М. М. Горячая. Самостоятельно решая задачи, читатели в отдельных случаях находили дополнительные или более простые решения и любезно сообщали мне свои результаты. Авторы наиболее интересных решений упомянуты в соответствующих местах книги. Надеюсь получить от читателей «Смекалки» отзывы и пожелания по дальнейшему улучшению книги, а также собственные оригинальные задачи и математические материалы народного творчества. Адрес: Москва, Б-64, ул. Чернышевского, д. 31, кв. 53, Борису Анастасьевичу Кордемскому. Б. Кордемский. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ................... 3 ГЛАЕАПЕРВАЯ ЗАТЕЙНЫЕ ЗАДАЧИ Раздел I Задачи Решения 1. Наблюдательные пионеры.............9 385 2. «Каменный цветок»................10 385 3. Перемещение шашек...............11 385 4. В три хода....................И 386 5. Сосчитайте!....................12 386 6. Путь садовника..................12 386 7. Надо смекнуть..................13 386 8. Не долго думая..................13 386 9. Вниз —вверх...................13 387 10. Переправа через реку (старинная задача).....14 387 11. Волк, коза и капуста................14 387 12. Выкатить черные шарики.............15 388 13. Ремонт цепи...................15 388 14. Исправьте ошибку................16 390 15. Из трех—четыре (шутка).............16 390 16. Три да два — восемь (еще шутка).........16 390 17. Три квадрата...................16 390 18. Сколько деталей?.................17 390 19. Попробуйте! ...................17 391 20. Расстановка флажков...............17 391 21. Сохранить четность................18 391 22. «Волшебный» числовой треугольник........18 391 23. Как играли в мяч 12 девочек........... 19 392 24. Четырьмя прямыми................20 392 25. Отделить коз от капусты.............20 392 26. Два поезда . . . „................21 392 27. Во время прилива (щ^тка).............21 393 28. Циферблат ...... .............22 393 29. Сломанный циферблат.............. . 22 393 30. Удивительные часы (китайская головоломка) .... 23 393 31. Три в ряд....................24 395 32. Десять рядов...................24 395 567 Задачи Решения 33. Расположение монет ...........'.... 25 чог 34. От 1 до 19....................26 395 35. Быстро, но осторожно...............26 39fi 36. Фигурный рак ..................27 396 37. Стоимость книги..........•.......27 396 38. Беспокойная муха.................27 396 39. Меньше, чем через 50 лет.............28 396 40. Две шутки...... ..............28 396 41. Сколько мне лет?.................29 396 42. Оцените «на взгляд»...............29 397 43. Скоростное сложение...............29 397 44. В какой руке? (математический фокус).......31 397 45. Сколько их?.......... .........31 398 46. Одинаковыми цифрами ..............31 398 47. Сто....................... 31 398 48. Арифметический поединок.............32 398 49. Двадцать.....................33 398 50. Сколько маршрутов? ...............33 399 51. Изменить расположение чисел...........35 400 52. Разные действия, один результат.........35 402 53. Девяносто девять и сто..............36 402 54. Разборная шахматная доска............36 402 55. Поиски мины...................36 402 56. Собрать в группы по 2..............38 402 57. Собрать в группы по 3..............39 402 58. Часы остановились.................39 404 55. Четыре действия арифметики...........39 404 60. Озадаченный шофер ...............40 404 61. Для Цимлянского гидроузла............41 404 62. Хлебосдачу во-время ...............41 405 63. В дачном поезде..................41 405 64. От 1 до 1 000 000 000..............41 405 65. Страшный сон футбольного болельщика......42 406 Раздел il 66. Часы.......................43 406 67. Лестница.....................43 407 68. Головоломка...................43 407 69. Интересные дроби ................43 407 70. Какое число?...................44 407 71. Путь школьника .................44 407 72. На стадионе...................44 407 73. Выгадал ли?...................44 407 74. Будильник....................44 407 75. Вместо мелких долей крупные...........45 407 76. Брусок мыла...................45 408 77. Арифметические орешки..............45 408 78. Дроби-домино ..................46 409 79. Мишины котята .................48 409 80. Средняя скорость.................48 409 81. Спящий пассажир ................48 409 82. Какова длина поезда?...............48 409 83. Велосипедист...................48 409 ЯЯ,9 Задачи Решения 84. Соревнование...................49 409 85. Кто прав?....................49 409 86. К ужину—3 поджаренных ломтика........50 410 ГЛАВАВТОРАЯ ЗАТРУДНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 87. Смекалка кузнеца Хечо............. 51 410 88. Кот и мыши...................53 410 89. Спички вокруг монеты..............54 411 90. Жребий пал на чижа и малиновку........54 411 91. Разложить монеты................55 411 ' 92. Пропустить пассажирский! ............55 412 93. Задача, возникшая из каприза трех девочек .... 56 412 94. Дальнейшее развитие задачи...........57 413 95. Прыгающие шашки................57 415 96. Белое и черное.....,............57 415 97. Усложнение задачи................58 415 98. Карточки укладываются по порядку номеров ... 58 415 99. Две головоломки расположения..........59 417 100. Загадочная шкатулка...............59 417 101. Отважный «гарнизон»...............60 417 102. Лампы дневного света в комнате для телевизионных передач.....................61 419 103. Размещение подопытных кроликов.........62 421 104. Подготовка к празднику.............63 422 105. Рассадить дубки по-другому...........65 423 106. Геометрические игры...............65 423 107. Чет и нечет (головоломка)............68 424 108. Упорядочить расположение шашек.........69 424 109. Подарок-головоломка...............69 425 110. Ходом коня ...................70 425 111. Перемещение шашек (2 головоломки) .......71 425 112. Оригинальная группировка целых чисел от 1 до 15 72 426 113. Восемь звездочек.................73 426 114. Две задачи на расстановку букв..........73 427 115. Раскладка разноцветных' квадратов........74 429 116. Последняя фишка................74 430 117. Кольцо из дисков................75 431 118. Фигуристы на катке искусственного льда.....76 431 119. Задача-шутка...................77 432 120. Сто сорок пять дверей (головоломка).......77 432 121. Как узник выш^&^на свободу?..........79 432 г л ,. в А ТРЕТЬЯ ГЕОМЕТРИЯ НА СПИЧКАХ 122. Пять головоломок................85 433 123. Еще восемь головоломок .............86 433 124. Из девяти спичек.................86 433 125. Спираль.....................87 433 126. Шутка......................87 433 127. Снять две спички.................87 433 С39 Задачи Решения 128. Фасад «дома».................. 87 433 129. Шутка...................... 88 433 130. Треугольники .................. 88 433 131. Сколько спичек надо убрать?........... 88 433 132. Шутка...................... 88 433 133. «Изгородь».................... 88 433 134. Шутка...................... 89 433 135. «Стрела»............,......... 89 433 136. Квадраты и ромбы................ 89 433 137. В одной фигуре разные многоугольники...... 89 433 138. Планировка сада................. 89 433 139. На равновеликие части.............. 90 433 140. Паркет...................... 91 433 141. Отношение площадей сохраняется......... 91 441 142. Найти очертание фигуры............. 91 441 143. Найти доказательство............... 92 441 144. Построить и доказать............... 92 441 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ СЕМЬ РАЗ ПРИМЕРЬ, ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ 145. На равные части................. 93 442 146. Семь розочек на торте.............. 95 443 147. Фигуры, потерявшие свое очертание........ 95 445 148. Посоветуйте................... 96 445 Г49. Без потерь! ................... 96 445 150. Когда-фашисты посягнули на нашу землю....... 97 447 л, 151. Воспоминания электромонтера........... 98 447 152. Все идет в дело ................. 99 447 153. Головоломка ................... 99 447 154. Разрубить подкову '................ 99 447 155. В каждой части — дырка . . ........... 99 448 156. Из «кувшина» — квадрат . ............ 100 448 157. Квадрат из буквы «Е» . . ............ 100 448 158. Красивое превращение............. . 100 449 159. Воестановление ковра............... 101 449 160. Дорогая награда ................. 101 449 161. Выручайте беднягу!................ 102 449 162. Подарок бабушке.....'....'........ 103 451 163. Задача столяра.................. 104 451 164. И у скорняка геометрия!............. 104 452 165. Каждому коню по конюшне............ 105 453 166. Еще больше!................... 105 453 167. Превращение многоугольника в квадрат ..... . 106 453 168. Превращение правильного шестиугольника в равносторонний треугольник.............. 107 453 ГЛАВА ПЯТАЯ УМЕНЬЕ ВЕЗДЕ НАЙДЕТ ПРИМЕНЕНЬЕ 169. Где находится цель?............... 109 454 170. Пять минут на размышление........... 110 455 171. Непредвиденная встреча ............. 110 455 Т7/1 оадачи t-ешения 172. Путевой треугольник...............111 456 173. Попробуйте отвесить...............111 458 174. Передача ....................112 458 175. Семь треугольников................112 458 176. Полотна художника................112 458 177. Сколько весит бутылка?..............113 459 178. Кубики ....................113 460 179. Банка с дробью .................114 461 180. Куда пришел сержант?..............114 461 181. Определить диаметр бревна............115 461 182. Неожиданное затруднение.............115 461 183. Рассказ ученика технического училища......116 461 184. Можно ли получить 100% экономии?.......116 463 185. На пружинных весах................117 463 186. Конструкторская смекалка............. 117 463 187. Мишина неудача.................117 465 188. Найти центр окружности.............119 465 189. Какой ящик тяжелее?...............119 466 190. Искусство столяра................120 466 191. Геометрия на шаре................120 466 192. Нужна большая смекалка.............121 467 193. Трудные условия.................121 468 194. Сборные многоугольники.............122 468 195. Любопытный прием составления подобных фигур . 125 469 196. Шарнирный механизм для построения правильных многоугольников.................127 471 ГЛАВА ШЕСТАЯ ДОМИНО И КУБИК А. Домино 197. Сколько очков?.................132 471 198. Два фокуса...................133 471 199. Выигрыш партии обеспечен............134 471 200. Рамка......................135 472 201. Рамка в рамке..................136 472 202. «Окошки»....................136 473 203. Волшебные квадраты из костей домино ...... 137 473 204. Волшебный квадрат с отверстием.........141 473 205. Умножешм в домино...............141 473 206. Отгадать з&т.уманную кость домино........142 473 Б. Кубик 207. Арифметический фокус с игральными кубиками . . 144 473 208. Отгадывание суммы очков на скрытых гранях . . . 145 477 209. В каком порядке расположены кубики?......145 478 ГЛАВА СЕДЬМАЯ СВОЙСТВА ДЕВЯТКИ 210. Какая цифра зачеркнута?............149 478 211. Скрытое свойство ................152 479 212. Еще несколько забавных способов отыскания отсутствующего числа.................152 480 571 Задачи Решения 213. По одной цифре результата определить остальные три.......................154 480 214. Отгадывание разности ..............154 481 215. Определение возраста ..............154 481 216. В чем секрет?..................154 482 ГЛАВА ВОСЬМАЯ С АЛГЕБРОЙ И БЕЗ НЕЕ 217. Взаимная помощь.................159 482 218. Бездельник и чорт................160 483 219. Смышленый малыш................161 483 220. Охотники ....................161 483 221. Встречные поезда ................162 484 222. Вера печатает рукопись..............162 484 223. История с грибами................163 484 224. Кто вернется раньше?..............164 484 225. Пловец и шляпа.................164 486 226. Два теплохода..................165 486 227. Проверьте свою смекалку!............№5 487 228. Конфуз предотвращен ..............166 488 229. Во сколько раз больше?..............166 488 230. Теплоход и гидросамолет.............167 488 231. Велофигуристы на арене.............К57 489 232. Скорость работы токаря Быкова..........168 489 233. Поездка Джека Лондона .............168 489 234. Из-за неудачных аналогий возможны ошибки . . . 169 490 235. Юридический казус................170 491 236. Парами и тройками................171 491 237. Кто ехал на лошади?...............171 491 238. Два мотоциклиста.................171 492 239. В каком самолете володин папа?.........172 492 240. Раздробить на части...............173 493 241. Две свечи....................173 493 242. Удивительная проницательность..........173 493 243. «Верное время»................. 174 493 244. Часы ......................Г74 494 245. В котором часу?.................174 495 246. В котором часу началось и кончилось совеща- ние? ...................... 175 496 247. Сержант тренирует разведчиков .........175 497 248. По двум сообщениям...............176 498 249. Сколько построили новых станций?........176 498 250. Выбрать четыре слова..............177 498 251. Допустимо ли такое взвешивание?.........177 499 252. Слон и комар...................178 500 253. Пятизначное число................179 500 254. Лет до ста расти „зам без старости........179 500 255. Задача Люка...................181 501 256. Своеобразная прогулка..............181 502 257. Одно свойство простых дробей..........№2 504 ^70 МАТЕМАТИКА ПОЧТИ БЕЗ ВЫЧИСЛЕНИЙ Задачи Решения 258. В темной комнате ....... 1»ч VK ОСП П? •••••«••• -1ОО \AjjJ -ЙУ. Яблоки .....................ig4 505 260. Прогноз погоды (шутка) ........'.'.'.'.'.' 184 505 261- День леса....................184 505 262. У кого какое имя?................185 505 А>д. Состязание в меткости..............ig6 506 264. Покупка................... " ]gg 506 2?5. Пассажиры одного купе.............i. 187 507 266. Финал турнира шахматистов Советской Армии ... 187 508 267- Воскресник ...................]88 509 Л». Как фамилия. машиниста?.............188 510 269. Уголовная история................igg 510 270. Сборщики трав .................189 510 271. Скрытое деление.................igo 511 272. Зашифрованные действия (числовые ребусы) .... 191 511 273. Арифметическая мозаика.............193 514 274. Мотоциклист и верховой.............194 517 275. Пешком и на автомобиле.............194 517 276. «От противного».................194 517 277. Обнаружить фальшивую монету..........195 518 278. Логическая ничья ................196 520 279. Три мудреца............'.'.'.'.'.'.'. 197 520 280. Пять вопросов для школьников..........197 520 281. Рассуждения вместо уравнения..........198 521 282. По здравому смыслу...............199 521 283. Да или нет?.................! ! 200 522 ГЛАВА ДЕСЯТАЯ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ФОКУСЫ ^у А. Игры 284. Одиннадцать п^кдметов , .............201 524 285. Взять спички по&едним..............202 525 286. Побеждает чет..................202 525 287. Цзяньшицзы...................202 528 288. Как выиграть?..................204 __ 289. Выложить квадрат ................205 __ 290. Кто первый скажет «сто»?............206 530 291. Игра в квадраты.................206 531 292. Оуа.......................209 — 293. «Математике» (итальянская игра).......... 212 __ 294. Игра в волшебные квадраты...........213 __ 295. Пересечение чисел................215 531 Б. Фокусы 296. Угадывание задуманного числа (7 фокусов).....219 534 297. Угадать результат вычислений, ничего не спрашивая 224 536 298. Кто сколько взял, я узнал ............226 536 Цена: 150руб. |
||||