Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Психология: Учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. В. М. Мельникова. — М.: Физкультура и спорт, 1987. —367 с., ил. Учебник написан коллективом авторов — ведущих психологов спорта в соответствии с программой, утвержденной Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту. Учебник содержит 4 раздела: «Общая психология», «Возрастная и педагогическая психология», сПси« хология физического воспитания», «Психология спорта».
ПРЕДИСЛОВИЕ
Выбор настоящего эпиграфа не случаен. Он лучше всего определяет задачи, которые стояли перед авторами учебника,— снабдить будущих спортивных педагогов четкими и объективными знаниями по психологии и указать возможные пути использования этих знаний в процессе физического воспитания и спортивной тренировки. Эффективность как учителя физической культуры, так и тренера в значительной степени зависит от наличия у него психологических знаний и умений.
«Проникновение» психологической науки в практику физического воспитания и спорта в последние годы проявилось, в частности, в том, что во многих спортивных обществах и командах рядом с тренерами стали работать психологи и психотерапевты. Число психологических лабораторий в спорте непрерывно растет, так как практика свидетельствует об их полезности и эффективности.
Все это говорит о необходимости систематического изучения психологии как важного предмета для педагогического образования. Вместе с тем преподавание психологии будущим учителям физической культуры и тренерам ведется недостаточно эффективно. Это прежде всего связано с отсутствием современных учебников по психологии для институтов физкультуры. Последний раз такой учебник издавался в 1974 г., т. е. более 10 лет назад. За 10-летний период не только значительно увеличился объем психологических знаний, но и произошли серьезные изменения в их структуре. Настоящий учебник учитывает все эти изменения. Он состоит из 4 разделов: «Общая психология», «Возрастная и педагогическая психология», «Психология физического воспитания», «Психология спорта».
Первый раздел — «Общая психология» является базовым. Он содержит материал, необходимый для освоения остальных разделов. Вместе с тем при написании первого раздела учитывалось, что по курсу «Общая психология» имеется довольно много различных учебных пособий, к которым студент и преподаватель могут дополнительно обратиться.
Второй раздел — «Возрастная и педагогическая психология» является непосредственным продолжением курса общей психологии. В нем изложены основные закономерности развития психики в онтогенезе и возрастные особенности обучения, воспитания и тренировки. Естественно, что раздел содержит не весь объем знаний по возрастной и педагогической психологии, а лишь ту его часть, которая необходима будущим педагогам и тренерам для_ решения практических задач физического воспитания и спорта.
Третий раздел учебника посвящен психологии физического воспитания. Это совершенно новый раздел учебника. Включение этого раздела диктуется запросами практики. Сегодня делается все необходимое для расширения физкультурной и спортивной работы среди населения. Партия считает, что в «укреплении здоровья населения, подготовке молодежи к труду и защите Родины возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь» *.
Поэтому необходимость разработки специального раздела по психологии физического воспитания отмечалась многими спортивными психологами и педагогами, но только в новом учебнике это пожелание выполнено.
Самым большим по объему и самым нестандартным по содержанию является четвертый раздел — «Психология спорта». В нем излагаются фундаментальные принципы психологии спортивной деятельности и закономерности их практического использования при подготовке спортсменов высокого класса. Поэтому этот раздел будет представлять интерес не только для студентов, но и для практических работников спорта.
Учебник написан авторским коллективом в составе: доктор психол. наук, проф. И. П. Волков, канд. психол. наук, доц. Г. Д. Горбунов, канд. психол. наук, доц. Л. Н. Данилина, канд. пед. наук, доц. В. В. Медведев, доктор психол. наук, проф. В. М. Мельников, доктор мед. наук, проф. В. И. Некрасов, канд. психол. наук
.ГТ Т

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие..................., , . . 3
Первый раздел. Общая психология.......... 5
Глава I. Общие вопросы психологии (В. М. Мельников) ..... —
1.1. Предмет психологии как науки............ —
1.2. Практическое значение психологии для педагогов в области физического воспитания и спорта ............ 6
1.3. Психика и мозг.................. 8
1.4. Методы психологии (В. М. Мельников, Л. Т. Ямполь-ский) ....................... 15
1.5. Психологическая теория деятельности (И. П. Волков) ... 18 Глава П. Психические процессы (В. В. Медведев) ....... 25
II.I. Ощущения................... —
II. 1.1. Физиологические основы ощущений........ 26
П.1.2. Ощущения в свете ленинской теории отражения ... —
П. 1.3. Классификация ощущений........... 27
II. 1.4. Закономерности ощущений........... 28
II. 1.5. Роль ощущений в спортивной деятельности..... 31
II.2 Восприятие ................... —
П.2.1. Особенности восприятия............ —
П.2.2. Физиологические основы восприятия....... 33
П.2.3. Классификация восприятий........... —
П.2.4. Восприятие как деятельность.......... 36
11.3. Внимание.................... 37
П.3.1. Физиологические основы внимания........ —
11.3.2. Виды внимания ............... 38
П.3.3. Свойства внимания .............. 39
П.3.4. Значение внимания в деятельности человека .... 4'
11.4. Память.................... 42
11.4.1. Основные процессы памяти..........
П.4.2. Память в свете современной науки........ 43
11.4.3. Виды памяти ............... 44
П.4.4. Понятие о представлении ........... 46
П.4.5. Индивидуальные различия памяти и ее развитие . . 47
11.5. Мышление .................. 48
П.5.1. Физиологические механизмы мышления...... 49
11.5.2. Логика и психология мышления......... —
П.5.3. Мышление как процесс............ 50
11.5.4. Мышление и решение задач........... 52
П.5.5. Виды мышления............... 53
II.5.6. Качества мышления ... .......... 54
11.6. Воображение .................. 55
П.6.1. Виды воображения.............. 56
11.6.2. Воображение и творческая деятельность личности . . 57
11.6.3. Значение воображения в спортивной деятельности . . 58 П.7. Речь .................. 59
П.7.1. Физиологические основы речи.......... 60
П.7.2. Функции и виды речи............. —
П.7.3. Основные свойства речи............ 61
П.8. Эмтши и чувства ................ 62
11.8.1. Физиологические основы эмоций......... 63
11.8.2. Основные функции эмоций и чувств....... —
П.8.3. Качественные характеристики эмоций. ...... 64
11.8.4. Динамика эмоций и чувств........... —
11.8.5. Роль эмоций в жизни человека......... 65
Н.Э. Воля и волевые действия.............. —
II.9.1. Воля и другие психические процессы....... 66
П.9.2 Физиологические основы воли.......... 67
11.9.3 Волевые действия и их структура........ 68
11.9.4 Волевые качества личности и их формирование ... 69 Глава III. Психология личности (В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский) 71
111.1. Личность как предмет психологического исследования. Понятие о личности в психологии .............. __
111.2. Потребности, установки, мотивы .......... 73
111.2.1. Категория потребности ........... __
111.2.2. Категория установки............. f6
111.2.3. Категория мотива.............. 77
111.3. Способности .................. 79
III.3.1. Признаки способностей ............ —
II 1.3.2. Способности и задатки ............ 81
II 1.3.3. Виды способностей.............. 83
111.4. Свойства личности................ 88
111.4.1. Понятие о свойствах личности......... —
111.4.2. Классификация свойств личности ........ 89
111.4.3. Типы личности .............., 92
Глава IV. Психические состояния (В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский) 107
IV.1. Состояние утомления ............... —
IV.2. Состояние монотонии ............... 109
IV.3. Состояние психической напряженности ........ 111
Глава V. Психология общения и коллектива (Я. П. Волков) .... 113 V.I. Психологические закономерности общения и взаимодействия
людей ...................... __
V.I.I. Понятие общения............... __
V.I.2. Взаимное восприятие и понимание........ 114
V.I.3. Функции и средства общения .......... И5
V.I.4. Средства общения .............. 116
V.I.5. Типы и виды общения............. 117
V.I.6. Общение и взаимовлияние ........... 119
V.2. Сравнительный анализ индивидуальной и групповой деятельности ..................... 121
V.2.I. Эффект присутствия.............. 122
V.2.2. Эффект совместного действия.......... 123
V.3. Социальная психология малых групп и коллективов .... 124
V.3.I. Понятие о группе и коллективе......... ~
V.3.2. Классификация малых групп ......... 125
V.3.3. Поэтапное развитие малых групп ........ 126
V.3.4. Референтные группы ............. 128
V.3.5. Групповая структура и динамика ........ 129
Второй раздел. Возрастная и педагогическая психология
(«77. Н. Данилина)................ 132
Глава VI. Возрастная психология.............. —
VI. 1. Закономерности психического развития в онтогенезе ... —
VI.1.1. Факторы развития.............. —
VI. 1.2. Особенности развития
136
VI.1.3. Возрастная периодизация ..........
VI.2. Психологические особенности школьника младшего возраста 138
VI.2.1. Краткая характеристика возраста........ —
VI.2.2. Некоторые особенности психофизического развития . 139
VI.2.3. Развитие познавательных процессов ....... —
VI.2.4. Развитие эмоционально-волевой сферы личности . . . 143
VI.3. Психологические особенности подростка ....... 145
VI.3.1. Краткая характеристика возраста ....... —
VI.3.2. Некоторые психологические особенности подростка в
связи с особенностями физического развития ......
VI.3.3. Развитие познавательных процессов и осознанности
выполнения движений ............... 147
VI.3.4. Эмоции и воля, их проявление и развитие при выполнении физических упражнений ............ 148
VI.3.5. Личностные особенности и их учет в работе по физической культуре и спорту.............. 150
VI.4. Психологические особенности школьника старшего возраста 152
VI.4.1. Краткая характеристика возраста........ —
VI.4.2. Умственное развитие............. 153
VI.4.3. Развитие личности.............. 154
Глава VII. Педагогическая психология............ 158
VII. 1. Психология обучения............... —
VII.1.1. Сущность обучения ............. —
VII. 1.2. Учение как особый вид деятельности ...... —•
VII.1.3. Управление процессом обучения ........ 159
VII.1.4. Содержание обучения ............ 160
VII.1.5. Методы обучения.............. 161
VII.2. Психология воспитания.............. 163
VII.2.1. Сущность процесса воспитания......... —
VII.2.2. Психологические основы самовоспитания..... 165
Третий раздел. Психология физического воспитания. (Л. Н.
Данилина)..................; 167
Глава VIII. Психологическая характеристика физического воспитания
(В. М. Мельников) . ,.........: . . 167
VIII.1. Психологическая характеристика деятельности в физическом воспитании ................... —
VIII. 1.1. Понятие о предмете психологии физического воспитания ...................... —
VIII.1.2. Деятельность в физическом воспитании и спорте . . 168
VIII.2. Взаимосвязь психологии физического воспитания с другими науками ..................... —
Глава IX. Психологические основы обучения и воспитания .... 171 IX. 1. Психологические основы обучения двигательным навыкам . —
IX. 1.1. Психологическая структура двигательного действия . — IX. 1.2. Психологические основы формирования двигательного навыка .....................172
IX.2. Развитие психомоторных и познавательных психических процессов в физическом воспитании............. 176
IX.3. Развитие эмоционально-волевой сферы в процессе физического воспитания ................... 177
IX.4. Психологические основы формирования личности в физическом воспитании...................179
IX.4.1. Решение общевоспитательных задач на уроках физической культуры.................. —
IX.4.2. Специфические психологические особенности воспитательных задач на уроках физической культуры .....180
IX.4.3. Организация самовоспитания в целях эффективности
занятий физической культурой ............182
IX.5. Социально-психологические аспекты физического воспитания 184 IX.6. Психологическая характеристика деятельности и личности
учителя физической культуры.............. 189
IX.6.1. Общие требования к деятельности и личности учителя
физической культуры................ •—•
IX.6.2. Объективные и субъективные трудности в деятельности учителя физической культуры........... —
IX.6.3. Структура деятельности учителя физической культуры 192 IX.6.4. Психологические основы педагогического такта . . . 194
Четвертый раздел. Психология спорта ........ 195
Глава X. Общие вопросы психологии спорта (В. М. Мельников) . . —
Х.1. Предмет психологии спорта............. —
Х.2. Исторический очерк развития психологии спорта в СССР . . 196
Х.З. Психология спорта в системе наук.......... 198
Х.4. Задачи психологии спорта ............. 199
Глава XI. Спорт как специфический вил человеческой деятельности
(Г. Д. Горбунов, В. В. Медведев)........... 202
XI.1. Психологические особенности спортивной деятельности . . — XI. 1.1. Общие психологические особенности спортивной деятельности .................... —
XI. 1.2. Психологическая характеристика спорта как вида деятельности ................... 203
XI. 1.3. Социальные функции спортивной деятельности . . 204 XI. 1.4. Идейная направленность и общие цели спортивной
деятельности ................... 206
XI.1.5. Структура спортивной деятельности....... 207
XI.2. Психологические особенности тренировочной деятельности . 208
X 1.2.1. Общие психологические особенности тренировочного
процесса .................... —
XI.2.2. Психическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе ................ 209
XI.2.3. Психологические условия результативности тренировочного процесса ................. 212
XI.3. Психология спортивного соревнования........ 213
XI.3.1. Психологические особенности спортивного соревнования — XI.3.2. Предсоревновательные психические состояния . спортсмена..................... 214
XI.3.3. Причины, влияющие на динамику предсоревнователь-
ного психического напряжения............ 216
Глава XII. Психологические основы обучения и совершенствования
в спорте (В. В. Медведев)........... 219
ХИЛ. Понятие о процессе обучения и спортивного совершенствования...................... —
XI 1.2. Психологические основы физической подготовки .... 220
XI 1.2.1. Психологические особенности физической подготовки —• XII.2.2. Особенности осознания физических качеств .... 221 ХП.2.3. Краткая психологическая характеристика основных
физических качеств .............,. . . 222
XI 1.2.4. Специализированные восприятия физических качеств
и их взаимодействие с двигательными навыками..... 224
XII.3. Психологические основы технической подготовки .... 226
ХП.3.1. Психологические особенности технической подготовки — XII.3.2. Связь технической подготовки спортсмена с развитием
психических процессов и функций........... 227
XI.3.3. Психологические особенности двигательных навыков . 231
ХП.3.4. Формирование двигательных навыков...... 232
XII.4. Психологические основы тактической подготовки .... 234 XI 1.4.1. Психологические особенности тактической подготовки — ХП.4.2. Связь тактической подготовки спортсмена с развитием психических функций............... 236
ХП.4.3. Психологические особенности планирования тактических действий спортсмена и реализации плана ...... 241
Глава XIII. Психология личности и коллектива в спорте (В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский)............ 244
XIII.1. Психология личности спортсмена.......... —
XIII.1.1. Мотивация ................ —
XIII.1.2. Спортивные способности........... 247
XIII.1.3. Индивидуально-психологические особенности личности спортсменов.................. 249
XIII.2. Психологические особенности спортивного коллектива . . 256 XIII.2.1. Общее понятие о спортивной команде как малой социальной группе и коллективе ............ —
XIII.2.2. Формальная структура спортивной команды .... 258
XIII.2.3. Неформальная структура спортивной команды . 261
Глава XIV. Спортивная психодиагностика (В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский) ................. 265
XIV.I. Теория психодиагностических измерений ....... 266
XIV.1.1. Надежность................ —
XIV.1.2. Валидность ................ 269
XIV.1.3. Стандартизация .............. 273
XIV.1.4. Практичность ............... 275
XIV. 1.5. Прогностическая ценность........... —
XIV.2. Методика психодиагностических измерений в спорте . . . 276 XIV.2.1. Методы измерения надежности и устойчивости соревновательной деятельности ............. —
XIV.2.2. Методы исследования психических процессов . . 282
XIV.2.3. Методы исследования личности ....... 287
XIV.2.4. Методы диагностики функциональных состояний . . 295
XIV.2.5. Методы изучения групповой деятельности .... 299
XIV.3. Психология спортивного отбора .......... 302
XIV.3.1. Основные методологические принципы психологического отбора ................... —
XIV.3.2. Система психологического отбора спортсменов . . . 304 Глава XV. Психологическое обеспечение спортивной деятельности
(Г. Д. Горбунов)............... 311
XV.l. Содержание психологического обеспечения спортивной деятельности ...................... —
XV.2. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации .................... 314
XV.3. Психологическая подготовка ............ 318
XV.3.1. Понятие о психологической подготовке...... —
XV.3.2. Психологическая подготовка тренера ..... 320
XV.3.3. Психологическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу .......... 322
XV.3.4. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям ................... 331
XV.3.5. Специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию................ 339
XV.3.6. Ситуативное управление состоянием и поведением
спортсмена в условиях соревнований ......... 342
XV.4. Методы психорегуляции (В. П. Некрасов)....... 346
XV.5. Психогигиена спорта (В. П. Некрасов)....... . 352
XV.5.1. Методы восстановления психической работоспособно-
сти' '...................... 353
XV.5.2. Регуляция психических состояний . • • • • • • • 355
XV.5.3. Психогигиена и психофармакология (Л. Т. Ямпольский) <*59 XV.5.4. Психогигиеническое значение психологического климата в коллективе................- • ^"*

Цена: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz