Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Зациорский В. М. Основы спортивной метрологии.—М.: Физкультура и спорт, 1979.— 152 с., ил. Книга состоит из двух частей. В первой — впервые в отечественной литературе - дается систематическое описание основных вопросов спортивной метрологии, включая теорию тестов, теорию оценок и др. Вторая часть книги представляет собой перевод международных стандартов измерения физического состояния человека и включает следующие разделы: 1. Личные данные и спортивный анамнез. 2. Медицинское обследование. 3. Физиологические измерения и индексы. 4 Телосложение и состав тела. 5. Основные двигательные тесты. Эта часть книги может использоваться как руководство при обследовании спортсменов и как справочник. Книга предназначена всем, кто занимается вопросами измерений и контроля в спорте: тренерам, врачам, научным работникам, спорт-. сменам высших разрядов и студентам институтов физической культуры.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга состоит из двух частей:
1. Основы спортивной метрологии.
2. Международные стандарты измерения физического состояния человека'.
Первую часть можно рассматривать как теоретическую основу, на которой построены описываемые стандарты.
«Основы спортивной метрологии» написаны для людей, впервые знакомящихся с предметом. Книга может быть использована как учебное пособие по курсам спортивной метрологии и биометрии, а также в целях самообразования. Предполагается, что читатель име-ет подготовку в объеме программы институтов физической культуры. В частности, знание основ математической статистики является обязательным условием для понимания книги. Впрочем, читатели, помнящие эти основы не очень твердо, могут воспользоваться при-ложением 1, где напоминается смысл основных понятий статистики, использованных в работе. ,
Читатели, хорошо знакомые с теорией тестов и теорией оценок, найдут, что в книге ряд вопросов изложен по-новому. Вероятно, с этой точки зрения книга будет интересна и им.
Учитывая, что спортивная метрология — наука молодая и ее терминология еще не вполне установилась, в качестве приложения дается перечень основных понятий и терминов спортивной метрологии (приложение 2). Они несколько раз обсуждались публично.
- Стандартность измерительных процедур — обязательное условие сравнения результатов. Международные стандарты позволяют сопоставлять данные разных исследователей в разных странах, су-, щественно облегчают труд человека, проводящего обследование
, (не только научного работника, но и врача, тренера, преподавателя), который может направить силы на решение своих основных за-дач, доверившись стандартам в том, что касается техники измере-
- ний. Таков далеко не полный перечень преимуществ стандартизации тестов. •
Разработка таких стандартов — дело не легкое. Поэтому естественно воспользоваться международным опытом. Предлагаемые международные стандарты — результат десятилетнего труда боль-г шого коллектива ученых из разных стран. Работа эта проводилась в рамках Комитета по стандартизации тестов, основанного в 1964 году на Олимпийском научном конгрессе в Токио (от Советского Союза членом этого комитета в течение ряда лет был проф. С. П. Летунов). К настоящему времени утверждена только часть разрабатываемых стандартов, которая и предлагается читателю этой книги.
При переводе и редактирований пришлось столкнуться с Двумя, трудностями: - . Ряд измерительных процедур", рекомендуемых настоящим стандартом, не соответствует практике измерений, распространенной в нашей стране (это в особенности касается антропометрического раздела). Такие случаи оговариваются в подстрочных примечаниях.
,. 2. Ряд английских терминов не имеет соответствующих точных эквивалентов в нашей терминологической системе. Это, в частности, • касается такого основного термина, как physical fitness, вынесенного в заголовок стандартов. Он не очень определенен даже в англий-. ском языке (во всяком случае, в англо-саксонской литературе он не раз подвергался критике). При переводе же на русский язык трудности возрастают. Дословный перевод — «физическая пригодность» — не представляется вполне удачным: он выглядит неола-гизмом, да и смысл исходного термина (physical fitness) шире русского слова «пригодность». Такие термины, как «физическая подготовленность», «физическое развитие», также неточны. Этот термин переведен как «физическое состояние», хотя при таком переводе некоторые смысловые оттенки оказываются утраченными. Там, где именно эти оттенки являются наиболее важными, использовались, в зависимости от контекста, термины «физическая подготовленность» либо «физическая пригодность».
Перевод стандартов сделан без отклонений от текста, за исключением некоторых очевидных ошибок и опечаток, исправленных и отмеченных в подстрочных примечаниях. Выпущены лишь содержавшиеся в приложении к стандарту некоторые вспомогательные таблицы (в частности, перевода единиц измерения из британской системы в метрическую).
Знакомство с международными стандартами, вероятно, будет интересно всем, кто так или иначе сталкивается с контролем -и - оценкой физического состояния человека: педагогам, тренерам, вра- , чам, антропологам, физиологам, научным работникам других специальностей. -
Автор приносит благодарность всем товарищам, принимавшим участие в дискуссиях по терминологии, сотрудникам кафедры биомеханики ГЦОЛИФКа М. А. Годику, Т. П. Лазаренко, В. Л. Уткину, рецензировавшим I часть книги, а также Н. И. Волкову (биоэнергетика), В. П. Чтецову, Е. 3. Годиной (антропология) и С. К. Сарсания (кардиология), сделавших ценные замечания по II части.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие....................... 3
Часть I. Основы спортивной метрологии ............. 5
Введение......•................... '
Основы теории тестов.................... ,9
•1. Основные понятия......,...........• ~
2. Надежность тестов ..................... Ю
2.1. Понятие о надежности тестов............. ~
2.2. Оценка надежности по экспериментальным данным..... 13
2.3. Надежность в практике работы с тестами......... 15
2.4.. Стабильность теста...............• • • 16
2.5. Согласованность теста............'.... 17
2.6. Эквивалентность теста................ 13
2.7. Пути повышения надежности теста ' . .......... —•
3. Информативность тестов.................. 19
3.1. .Основные понятия................. —
3.2. Эмпирическая информативность (случай первый— существует •> измеряемый критерий)..............'. . . . 20
3.3. Эмпирическая информативность (случай второй — единичного критерия Нет; факторная информативность).......... 22
3.4. Эмпирическая информативность в практической работе .... 23
3.5. Содержательная (логическая) информативность....... , *§
Основы теории оценок............... ..... 2Т
1. Проблема оценок.................... ~"
' 1.1. Основные понятия................. , ~
1.2. Таблицы очков по видам спорта и шкалы оценок...... 29
1.3. Основные задачи оценивания.............. 31
1.4. Проблема критерия................. —*
2. Шкалы оценок .................... 32
2.1. Стандартные шкалы................. —
2.2. Перцентильная шкала................ 33
2.3. Нормализованная Т-шкала.............. 3*
2.4. Шкалы выбранных точек ................ ~~
2.5. Параметрические шкалы ................ «о
3. Нормы....................... **-,
3.1. Разновидности норм > . ............... "JT
3.2. Возрастные нормы..............., • • *»•
3.3. Учет особенностей телосложения............ w'
3.4. Пригодность норм................. **
— 4а
Приложение........................ ™
1. Основные понятия и формулы статистики ,......... -^
1.1. Вариационные ряды................. ~2
1.2. Средние..................... **
1.3. Меры рассеивания.................: • .rj;
1.4. Распределения................... ***
1.5. Корреляция и регрессия............... ~*Г
1.6. Дисперсионный анализ ..............'• • *°
2, Основные понятия и термины спортивной метрологии ...... **_
Часть IT. Измерение физической пригодности человека ... . г . . . 61
Введение ... i ....... i............. 6j3.
Раздел 1. Личные данные и спортивный анамнез .......... 64
^ А. Личные данные.......... ,......... '. 66
Б. Спортивный анамнез.................. 6?
i Раздел 2. Медицинское обследование............... 69
' О. Медицинский анамнез (заполняется испытуемым) . . . . . .' , < 70
Ъ. Врачебное обследование (заполняется врачом) ........ 74
В. Лабораторные данные.................. 78
Раздел 3. Физиологические измерения и показатели (......... 80
A. Общее рассмотрение проблемы . . . ........... —
53.0. Способность совершать максимальную работу....... 80
54.0. Экспериментальные лаборатории............81
55.0. Условия окружающей среды.............. —
56.0. Стандартизация тестов.........•....... 82
57.0. Выбор аппаратуры ........:.........
58.0. Общие замечания по методике тестирования ....... 84
Б. Стандартные тесты................... 86
59,0. Описание основной методики проведения стандартных тестов . —
60.0. Третбан-тест................... .87
61.0. Велоэргометр-тест................. 89
62.0. ЭргометричесКйй степ-тест.............. 91
B. Измерительные процедуры........>....... 93
63.0. Прямое и косвенное тестирование физической пригодности . . . —
Г. Определение максимальной аэробной производительности при помощи субмаксимальных тестов..........~j . . . . . 98
64.0. Стандартный субмаксимальный тест........... —
65.0. Субмаксимальный полевой степ-тест........... —
66.0. Модифицированный субмаксимальный полевой степ-тест для
детей 6—10 лет..................... 99
67.0. Оценка максимальной аэробной производительности по двигательным достижениям.................. 100
Раздел 4. Телосложение и состав тела.............. 104
A. Антропометрические измерения......'........ 105
68.0. Основные измерения................ —
* 69.0. Общие требования к условиям измерений......... 106 -
70.0. Приборы, используемые для антропометрических измерений . . —
71.0. Основные анатомические точки............. —
72.0. Измерение веса.................. 108
73.0. Измерение высот условных точек (стоя)........ . —
; 74.0. Измерение высот отдельных условных точек (сидя)..... 109
75.0. Вычисление длины конечностей и их сегментов....... —
76;0. Измерение диаметров............; . . . 1Ю
77.0. Измерение обхватов . . . . . ............ 111 ~
78.0. Измерение толщины кожно-жировых складок....... . 112
Б. Анализ компонентов тела................. 118
- - ' 79.0. Общий жир тела.................. —
80.0. Общее содержание воды в теле............. 121
81.0. Общее содержание калия в организме.......... 124
B. Созревание ...............,..... 127 ,
.* , 82.0. Определение стадий полового созревания.....• . . . . — .
- - 83.0. Костный возраст .,...............•. . 129 ...
Раздел 5. Основные тесты физической подготовленности........ 136
Введение . '...................... —
84.0. Общие указания.................. 137
85.0. Спринтерский бег 50 м................ -—
86.0. Прыжки в длину с места............... 138
87.0. Бег на средние и длинные дистанции , . . . . k . . . . 138 '
88.0.-Измерение силы кисти .... . . . . . ,. . . . . . . 139
89.0. Подтягивания.................' .... 140 '
90.0. Вис на согнутых руках................ —
91.0. Челночный бег................... 141
92.0. Подъем в сед (30 сек.)................ —
93.0. Наклоны туловища вперед (из положения сидя) ...... 142
94.0. Наклоны туловища вперед (из положения стоя) ...... 144
Приложений ....................... * —
Приложение Г. Руководство по классификации видов работы .... —
Классификация видов работы............... —
Приложение 2. Руководство по классификации этнических групп ... 145
Приложение 3t Руководство по исследованию сердечной деятельности —
1. Аускультация и пальпация .........v...... —
2. Измерение кровяного давления .............. 146
3. Определение объема сердца............... 147
Приложение 4. Номограмма пондерального индекса........ 149

Цена: 75руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz