Философия

Русский язык

Словари

Художественная литература

Общественно-политическая литера

Современная француская философия Люсьен Сэв Москва1968 390стр
СОДЕРЖАНИЕ
Вступительная статья ПАНОРАМА СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОСОФИИ................ 5
ПРЕДИСЛОВИЕ ..................25
Философия и политика I
Два способа написания истории философии.— Внешняя и внутренняя точки зрения.— Диалектика внутреннего
и внешнего.................. 50
Пример внешнего метода: спиритуализм — дело государственной важности.— Религия и общественное благо в 1802 г.— Философские доводы и государственные интересы.— Доктрина Виктора Кузена.— Кавеньяк — философ.— Переворот Фортуля.— Дюрюи: «Философия, то есть спиритуализм».— Ж. Ферри: «Мы не обещали нейтралитета в философии».— Обязательная метафизика.— Дебре-моралист.— Продал ли спиритуализм свою душу государству? — От внешнего к внутреннему: перечень изучаемых авторов.— Темы диссертаций.— Социальный отбор идей: пример Гамелена. — История истории философии. — Независимость философа: фикция и действительность. — Иллюзия субъективности. — О «добросовестности».— Смысл спекулятивной инверсии.— Обоснование интуиции.— Духовное оправдание буржуазного порядка................... 57
II
Пример внутреннего метода: искусство и философия.— Стремление к обоснованию. — Красота и истина. --
«Истинная наука — это искусство». — Лиса и виноград.— Пример метафизической свободы. — «Я не могу простить Декарту». — Крах рациональности. — «В глубине какого-нибудь очень темного погреба...».— Загадочное упрямство.— «Истинно то, что меня утешает».— Философия как аристократия.— Философские предпосылки и предпосылки политические.— За золотой легендой буржуазного спиритуализма.— На службе у обскурантизма.— Святая ложь.— Архитектоника и генезис спиритуализма.— «Если бы это могло быть правдой...».— Два существенных замечания.............. 99
Часть первая Основные течения в философии XIX века
Почти забытое столетие. — Загадка истории. •— Филосо фия и политика в XIX столетии. — Пример Мэн де Би-рана. — «Равенство — это безумие века». — «Я оплакал старый режим, и я поверил». — «Досадное происшествие». — Смысл молчания. — Основные течения. — Три или четыре течения? — Философия и общественные классы....................1 30
I. УНИВЕРСИТЕТСКИЙ СПИРИТУАЛИЗМ
Готовить буржуазные кадры. — Идеологическая пустота.— Шотландская операция.— Философский Седан.— Операция «Кант».— Операция «прошлое».— Один пример: картезианское cogito. — Споры прошлых и современных философов. — Отказ от научного мышления. — О некоторых иллюзиях.— Философия субъекта? — О правильном применении субъективного отправного пункта. — Упадок cogito. — Мертвая ветвь человеческого познания..................148
II. ФИЛОСОФИЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
О ереси в философии.— Парадокс спиритуализма.— Философия — вот враг. — Война против науки. — Оправдание самой реакционной идеологии. — Искажение французской культуры.............. 171
III. МАТЕРИАЛИЗМ
Призрак материализма. — Легальный материализм и материализм подпольный.— Безжалостное подавление.— Развитие наук.— Дехристианизация масс.— Ограничен-
388
ность буржуазного материализма.— Пролетариат — наследник материалистической философии......180
IV. ПОЗИТИВИЗМ
Разделение научного труда. — Отвращение к философии. — Капитализм и позитивизм. — «Истинная наука скромна». — От стыдливого материализма к стыдливому идеализму................. 190
Часть вторая Трансформация французской философии
I. ФИЛОСОФИЯ «ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ»
Апогей университетского спиритуализма. — Левое крыло университетского спиритуализма: неокантианство. — Пример Барни.— Спиритуализм остается спиритуализмом.— Выдвижение позитивизма.— Симбиоз позитивизма и спиритуализма. — Виктор Кузен •— предшественник. — «Прекрасная эпоха»............200
II. ИСТОЧНИКИ И СМЫСЛ ТРАНСФОРМАЦИИ
Философия, рассматриваемая с точки зрения ее объема. — Удесятеренная сфера философии. — Широкая аудитория для философии. — Воздействие наук. — Кризис механицизма. — Релятивизм и диалектика. — Развитие гуманитарных наук. — От предположений к доказательствам материализма. — Кризис империализма. — Марксизм—философия нашего времени........213
Часть третья Материализм после 1920 г.
«Исчезнувший вид...» •— Один материализм кончился, другой начинается. — Марксизм и школьные учебники.— «Приказчики теологов».— Марксизм и университетская наука. — Тоска по фашизму. — Подавление бессильно. — Марксизм и конец философии. — Философия нового типа. — Новый учитель философии: партия рабочего класса. — Роль коммунистической партии. — Марксизм — фактор соревнования. — Изменение картины философских течений.— Будущее марксизма во Франции.— «Остановился» ли марксизм? — Простые истины о «склерозе». — Диктат буржуазии. — Философия и деятельность людей....................229
Часть четвертая Идеализм после 1920 г.
I. ОБЩИЙ КРИЗИС БУРЖУАЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
Крах традиционного спиритуализма. — Конец неокантианства. — Важное свидетельство: Алэн. — Критика справа и критика слева. — Реакционная мудрость. — Пример бергсонизма. — Новый язык и старые идеи. — Отрицательный научный баланс. — Иррационализм и империализм. — Первый этап общего кризиса. — В школе зарубежной реакции. — Роль немецкой мысли. — Левые иллюзии и правая идеология. — Пример: критика психологизма Гуссерлем. — Критика психологизма Лениным. — Критика психологизма Брентано. — Объективный смысл критики Гуссерля. — Происхождение иллюзий. — Пример экзистенциализма. — Маркс и Кьеркегор. — Атеистического экзистенциализма не существует.— Измельчание философии. — Новый эклектизм. — Второй этап общего кризиса................ 262
II. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ФИЛОСОФИЯ
Неразрешимое противоречие. — Попытки объединения. — Клерикализация преподавания философии. — Возврат к томизму и его трудности. — Попытка, обреченная на неудачу. — Завоевание душ посредством промежуточных философских течений. — Ученые в сутане. — Разрыв между церковью и современным миром. — Отец Тейяр и сущность проблемы. — Парадоксы тейярдизма. — Книга Бытия и генезис..— «Non possumus».— Спиритуалистическая фальсификация.— Тейяр не философ.— Непонимание истории. — Биологизм и спиритуализм. — Неоклерикализм. — Все более и более увядающий цветок. 299
Часть пятая Третьи пути
Невозможность синтеза между материализмом и идеализмом. — Положение позитивизма.— Как формируют позитивистов.— Пример социологии.— Борьба против позитивистского духа. — Великий эпистемолог Г. Ба-шеляр. — Двусмысленный «диалектический материализм».— Полевение третьих путей.— «Марксизм, но...»— Значительный прогресс. — Содержание «но...» — О за-
бвении. — Об искажении смысла как о приеме Полемики. — Невероятная беззастенчивость. — Элементарное условие диалога. — Марксистская подготовка и буржуазная деформация. — Ревизионизм и ренегаты. — Забвение того, чему учит наука.— Собрание нелепостей.— «Ветхий Адам» спиритуализма.— Может ли экзистенциализм быть антропологией марксизма? — Жизнь определяет сознание. — Марксизм является подлинным персонализмом.—О пролетарской партийности.—«Полное бессилие». 327
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конец философии. — Будущее философии. — Постоянные функции и временные задачи.— Условия перехода к марксизму. — Функции диалога. — Диалог, о котором идет речь. — Истина и опыт. — Совпадение и борьба противоположностей ................371

Цена: 300руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz