Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

БУТИКОВ Е. И., БЫКОВ А. А,, КОНДРАТЬЕВ А. С. Физика для поступающих в «узы: Учебное пособие.—2-е изд., испр.—М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1982.-— 608с. '
Задача книги — способствовать развитию более широкого кругозора, навыков физического мышления и глубокого понимания основных физических законов, а также стимулировать интерес к предмету. Большое внимание уделено разбору конкретных физических задач и примеров. Используемый математический аппарат полностью соответствует школьной программе. В новом издании исправлены опечатки и отдельные неточности предыдущего издания, выходившего в 1978 г.
Рис. 319. ч
Книга представляет собой пособие по курсу физики средней школы. Особое внимание в ней уделяется тем. вопросам, которые по тем или иным причинам не изложены в школьном учебнике или изложены там недостаточно глубоко и подробно. Целый ряд вопросов, изложенных в школьном учебнике физики, в этой книге освещается с несколько иной точки зрения. Подбор материала осуществлен таким образом,, чтобы способствовать развитию у читателя широкого кругозора и глубокого понимания основных физических законов,
Для чтения данной книги необходимо знакомство с ма-, териалом школьного учебника, ибо авторы стремились избегать его дублирования, В книге излагается не только теоретический материал: разъяснение сути фундаментальных, физических законов проводится путем разбора большого числа оригинальных примеров и задач,
Объем знаний по физике, сообщаемых учащимся в средней школе, достаточно велик и в принципе позволяет рассматривать весьма сложные вопросы при анализе физических явлений, Однако опыт проведения конкурсных экзаменов в вузах показывает, что у некоторой части абитуриентов имеется разрыв между уровнем знаний фактического материала и умеяием применять эти знания на практике,
Предлагаемая книга поможет учащимся ликвидировать этот разрыв. На многочисленных примерах показывается, насколько эффективными могут быть получаемые в средней шкоде знания по физике при анализе даже очень сложных вопросов и .задач при условии действительно глубокого понимания сути физических законов. Часто обсуждение этих вопросов не требует существенного расширения круга используемых в средней школе.
Степень глубины физического понимания характеризуется умением применять для анализа различных явлений наиболее общие, фундаментальные законы. При анализе конкретных примеров и задач в разных разделах книги показывается, как, например, применение закона сохранения энергии позволяет решить задачу проще, взглянуть на нее с более общих позиций и, что особенно важно, дасто дает возможность найти ответ на некоторые вопросы.'касаю-щиеся тех явлений, для которых нам неизвестны описывающие их конкретные законы. Для глубокого понимания'физики необходимо четкое осознание степени общности различных физических законов, границ их применимости, их • места в общей физической картине мира.
Книга не перегружена формулами. Там, где это возможно и не лдет в ущерб строгости изложения, авторы стремились максимально использовать качественные соображения. По мнению одного из величайших физиков Э. Ферми, «...физическая сущность действительно понимаемого вопроса может быть объяснена без помощи сложных формул» *)..В умении объяснить сущность вопроса «на пальцах» и заключается истинное понимание уравнений, выражающих физические законы. .
Используемый в книге математический аппарат соответствует современной школьной программе по математике, содержащей элементы анализа и дающей учащимся пред- . ставление об идейной стороне дифференциального и интег-ральнрго исчисления. Однако вычислительные процедуры, требующие наличия определенных навыков дифференцирования и интегрирования, за: редким исключением, не используются. Напротив, в ряде примеров показывается, как глубокое понимание физики изучаемых явлений поз-, воляет взглянуть на них с несколько иной точки зрения и обойти при этом вычислительные математические трудности. .
Книга предназначена в основном для чтения после'изучения школьного курса физики и математики. Однако ее можно читать'и параллельно с изучением соответствующего, материала в школе. При этом следует учитывать, что, как правило, в каждом параграфе материал расположен по
нарастающей трудности
Преподавание физики в средней школе по необходимости ведется таким образом, что материал излагается строго последовательно. При этом у учащихся нет представления ""ни.о других^ еще не изученных разделах физики, ни о свя-?' зях изучаемого материала с этими. разделами. Одной из характерных особенностей этой книги является то, что в ней физика-рассматривается как единая наука, все разделы которой взаимно связаны. Это предполагает у читателя наличие определенных представлений о содержании всех .разделов физики. Изложение построено таким образом, чтобы учащемуся в дальнейшем, при изучении физики в высшей школе, не пришлось переучиваться. Разумеется, при более глубоком изучении предмета взгляд на некоторые , вещи может существенно измениться, однако ничто, из того, что читатель узнает, из этой книги, не будет при этом объявлено неверным.
Изложенный в книге материал использовался на занятиях в физико-математической школе-интернате при Ленинградском университете. Учащиеся этой школы в течение многих лет систематически добиваются успехов на всесоюз-: ' ных и международных олимпиадах школьников по физике и . успешно выдерживают вступительные экзамены в ведущие вузы страны.
.Книга может принести пользу всем, кто интересуется физикой и имеет склонность к изучению точных наук. * бе можно использовать на занятиях в школьных физических дкружках, на факультативных занятиях -по физике. , Они» несомненно, окажется интересной для учителей физики средних школ, профессионально-технических училищ и техникумов. Книга будет полезна при подготовке к конкурс-иым экзаменам в высшие учебные заведения. По целому ' ряду вопросов она может представить интерес и для студентов вузов.
Книга содержит следующие разделы: 1«. Механика. 2. Молекулярная физика и термодинамика. 3. Электричество и магнетизм. 4. Колебания и волны. 5. Оптика. Теория относительности. 6. Введение в квантовую физику. Такая последовательность изложения материала . соответствует, программе по физике средней школы и программе вступительных экзаменов в вуз. В данной книге отсутствует раздел «Физика атомного ядр-а и элементарных чаетищ». Это связано главным образом с тем, что, во имению авторов, материал этого раздела е достаточной подаютой представлен в школьном учебнике. Некоторые из относящихся свода вопросов затронуты в других разделах книги,
Авторы считают своим приятным долгом выразить благодарность Б. Б. Буховцеву и В. И, Николаеву, взя&-— гони ва себя труд во репекзнрованию рукопнеи, и редактору Б, С. Беликову, Их доброжелательные замечания во многом способствовали улучшению книги. Авторы признательны Ю. Л. Климонтоввчу, чья ижициаггава сыграла роль в гроявленш! этой книги.

Цена книги: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz