Математика

Физика

Химия

Биология

Техника и    технологии

Богданова Т. Л. Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы.—• 2-е изд., перераб. и доп.—М.: Высш. шк., 1991.—350 с.: ил. ISBN 5-06-001728-1 Пособие включает все разделы биодо!ии в объеме требований программы для поступающих в вузы и представляет собой комплекс, включающий задания по темам, упражнения, контрольные работы, словари терминов н понятий, таблицы-конспекты по всем важнейшим разделам, таблицы-характеристики, схемы и проверочные рисунки. Кроме того, в пособии дана сводка важнейших теорий, законов. В книге использован системный подход, приемы проблемного и программированного обучения, что позволяет эффективнее повторять учебный материал, интенсифицировать его усвоение. По сравнению с первым (1984) изданием обновлен раздел «Учение о клетке», расширен материал по ботанике, зоологии, генетике.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Я надеюсь на молодое поколение, надеюсь что, сильное знаниями, оно поведет свой народ по пути прогресса. К. А. Тимирязев
Будущим специалистам 90-х годов, специалистам эпохи научно-технической революции, предстоит почетная и ответственная работа, для осуществления которой нужны глубокие и осмысленные знания. Именно в эту эпоху ведущее место в системе наук занимает наука о жизни — биология. Биологические знания расширяют наши представления о живом, способствуют выведению новых сортов культурных растений и пород домашних животных, освоению новых методов профилактики болезней и лечения людей, созданию эффективных лекарственных препаратов и средств защиты окружающей среды, разработке действенных мер по охране природы. Нынешнему поколению молодых людей предстоит решать сложные и актуальные народнохозяйственные задачи, в том числе задачи, связанные с решением продовольственной проблемы и вопросов здравоохранения. Цель данного учебного пособия — помочь учащимся более эффективно повторить учебный материал, интенсифицировать процесс его усвоения, поднять уровень знаний, так чтобы все разнообразие живой природы воспринималось ими как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности. В задачу пособия входит также выработка четкости изложения знаний, умение анализировать и обобщать явления, факты.
Дидактическая особенность биологических дисцип-дин состоит в том, что они преподаются в школе течение шести лет, начиная с пятого класса. Это ограничивает возможности изучения таких предметов, как ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, которые не основаны на знании цитологии, генетики, главнейших законов развития природы, изучаемых в 9—11 классах, а также физики, химии, географии. Кроме того, у учащихся создаются трудности в установлении внутрипредметных и межпредметных связей, в результате чего каждый раздел биологии воспринимается как обособленный, с присущими только ему законами, закономерностями, понятиями.
Методическая особенность пособия — его комплексность. Такое пособие объединяет в себе элементы учебника, рабочую тетрадь, сборник контрольных работ, словари, справочники, программированные задания, рисунки и схемы, что отвечает современным требованиям, предъявляемым к учебной литературе. Впервые сделана попытка подать учебный материал не в текстовой, а в табличной форме, что обеспечивает большую четкость, конкретность, информативность, систематичность, динамичность его изложения. Кроме того, многие термины и понятия даны в виде словарей, составленных автором по всем разделам, в разделе же «Зоология» такую работу предлагается провести самостоятельно. Нововведением является также сводка основных теорий, законов и закономерностей, необходимых для подготовки к экзамену по биологии.
Главный структурный элемент пособия — «Задания», которые построены в соответствии с требованиями проблемного метода обучения. Такая форма должна способствовать развитию умственной деятельности, самостоятельности и творческого подхода к поиску средств и методов решения поставленных задач, формированию умений и навыков.
Расположение учебного материала в пособии по сравнению с традиционным изменено. Нам представляется, что такие принципы системного подхода, как целостность системы, расчленение на уровни организации, соподчиненность, структура по вертикали и горизонтали, самоорганизация, развитие в пространстве и времени и другие, в их применении к учебному материалу по биологии дают возможность изложить его в следующем структурно-логическом плане: возникнове-
ние жизни на Земле, единство всех живых организмов, клеточное строение, разделение организмов на два пути эволюции (автотрофы и гетеротрофы) и их развитие от одноклеточных форм до высокоразвитых. Подробное изучение строения и функций организма у растений дается на примере цветковых, у животных — на примере человека, что соответствует логике исторического развития. Принятый в биологии системный подход вполне отвечает целям и задачам данного пособия, потому что его принципы-содействуют формированию научного мировоззрения, сознательному и прочному усвоению знаний, развитию самостоятельности и творческой активности учащихся.
Одна из главных задач пособия — построение и закрепление знаний, полученных в школе, при этом в памяти учащихся не только вторично фиксируются изученные факты и понятия, придается им большая прочность и осмысленность, но и выясняются новые стороны явлений, формируются умения и навыки, которые складываются в результате многократных упражнений. В пособии использованы такие формы закрепления и повторения материала, как воспроизводящая, тренировочная и творческая. Это позволяет выработать умение анализировать и обобщать изучаемый материал, выделять главное и второстепенное, проводить сравнения и умозаключения, что способствует развитию наблюдательности, пытливости, памяти, стремлению к познанию нового.
Применение метода программированного обучения основано на образовании обратной связи между учеником и учителем. Работая с контрольными вопросами и рисунками, ученик выбирает ответ, затем проверяет его правильность. Это необходимо для того, чтобы учащийся проверил результаты выполнения задания, что развивает самокритичность в работе. Самоконтроль, не предусматривающий обратной связи, требует от учащегося наиболее обстоятельного анализа материала, сравнения одних фактов с другими, раскрытия причин и следствий, обобщения материала, что зависит от степени его подготовленности. Выполнение методических рекомендаций, предлагаемых в пособии, позволит интенсифицировать процесс повторения школьных знаний и создаст базу для восприятия учебного материала вуза.

Цена книги: 150руб.

Назад

Заказ

На главную страницу

Hosted by uCoz